Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 11:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Литература Индии - 1
[ ] 19.06.2011, 13:41
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО:  ЛИТЕРАТУРА
Индийская литература насчитывает примерно 40 веков своего существования. Она настолько разно­родна и создавалась на таком большом количестве языков, что не может быть сколь-либо полно опи­сана, исходя из рамок работы. Поэтому здесь фраг­ментарно будут изложены лишь основные вехи ли­тературного бытия.
Ведийская литература является наиболее древ­ней. Обычно создание первых произведений, име­нуемых в литературе Ведами (букв. «Истинное зна­ние»; ср. с русским глаголом «ведать»), относят к концу второго тысячелетия до н. э. В течение мно­гих веков Веды передавались из уст в уста. Вслед­ствие этого они известны еще как шрути, т. е. «то, что слушается».
Ведическая литература состоит из произведений четырех категорий:
1. «Самхиты», или сборники гимнов, молитв, заклинаний, магических формул. Существуют че­тыре Самхиты, среди которых «Ригведа» («Сбор­ник гимнов») является наиболее древней и важной. Ее текст состоит из 1028 гимнов (сукт), разбитых на 10 книг (мандала). Гимны «Ригведы» представ­ляют собой молитвы, обращенные к богам, среди которых основное место занимает бог Индра, по­могающий ариям в их войнах с аборигенами. Часть гимнов (особенно в 10-й книге) не связана непос­редственно с ритуальными целями. Они являются как бы зачатками развития философской мысли. Некоторые диалогические гимны можно считать предвозвестниками драматургии. Практически вся «Ригведа» переведена на русский язык российским индологом Т. Я. Елизаренковой.
«Атхарваведа» в дошедшем до нас варианте со­стоит из 731 гимна и делится на 20 книг. Некото­рые из гимнов можно считать литературным за­имствованием из «Ригведы». В целом «Атхарваве­да» — произведение более позднее. Оно ценно как источник знаний о народных верованиях, не под­верженных еще влиянию священнослужителей.
«Самаведа», или «Сборник песнопений» в ее нынешнем варианте состоит из 1549 гимнов, из которых все, кроме 75 гимнов, встречаются также и в «Ригведе». Все гимны использовались при со­вершении жертвоприношений.
«Яджурведа» частично состоит из гимнов, и ча­стично — из прозаических отрывков (яджус). Боль­шинство гимнов также встречается в «Ригведе».
Религиозная индийская мысль считает Веды от­кровением бога Брахмы, каждый из четырех ликов которого создали по одной Веде.
2. «Брахманы» представляют собой прозаический комментарий к Ведам, Они созданы в 8-6 вв. до н. э. и отражают господство жреческой касты в жизни общества, в которой широко была развита система жертвоприношений. «Брахманы» подробно разра­батывают сложный ритуал принесения в жертву, определяют жертвенное животное, соответствующее социальному статусу жертвователя. Хотя «Брахма­ны» написаны весьма тяжелым и сухим языком, они содержат зачатки эпической поэзии. Всего суще­ствует десять «Брахманов», привязанных к определенной Веде. Два «Брахмана» относятся к «Ригведе», пять — к «Самаведе» и три — к «Яджурведе».
3. «Араньяки», или «Лесные книги», вероятно, были созданы для стариков, удалившихся для аске­тической жизни в лес и не имевших возможности соблюдать сложные ритуалы жертвоприношений. В «Араньяках» больше внимания уделяется созер­цанию природы как высшей духовной деятельнос­ти, что с течением времени привело к формирова­нию философских школ (санскр. даршана означает и «созерцание», и «философию»). Араньяки явля­ются как бы продолжением «Брахман». Так, «Ан-тарейя араньяка» является продолжением «Анта-рейя Брахмана».
4. «Упанишады» представляют собой религиоз­но-философские трактаты, содержание которых составляют тайные поручения, сообщаемые во вре­мя беседы наставниками своим ученикам. Таким образом, «Упанишады» — сокровенные знания, до­ступные только посвященным. Из 200 «Упанишад» в древности было создано не более 12-14 трактатов (с 3 по 7 вв. н. э.), которые считаются основными. Эти «Упанишады» связаны с различными ведий­скими школами. Они частично написаны прозой, частично — стихами и представляют собой новую ступень развития ведийской литературы, посколь­ку здесь толкования жреческих ритуалов уступают по важности место философским проблемам ведий­ской религии, проблемам человека и окружающе­го мира. Основа «Упанишад» — учение о всеобщем единстве, единстве абсолютного объективного на­чала (брахмана) и субъективного начала (атмана). Здесь же развиваются теории кругооборота рожде­ний (сансара), воздаяния за совершенные дела и поступки (карма), избавления от цепи перерожде­ний (мокша), нравственного закона (дхарма) и др. Многие разделы «Упанишад» написаны в форме диалога учителя и ученика. Переводы «Упанишад» на русский язык выходили в 1964, 1965, 1967 гг.
«Упанишады» в целом получили в литературе название «Веданта» («Конец Вед»). Кроме этого, в ведийскую литературу входят шесть «Веданг», речь о которых шла выше.
Эпическая литература возникает в первой поло­вине первого тысячелетия до н. э., но оформляется в 4 в. до н. э. — 4 в. н. э.
Наиболее древним эпическим произведением счи­тается основной сюжет «Махабхараты» («Великой Индии», или «Битвы бхаратов»), создание которого приписывают мудрецу-отшельнику Вьясе, которого называют «индийским Гомером». «Махабхарата» считается самым большим литературным произве­дением в мире, состоящим из 100 тыс. строк. Основ­ной сюжет многократно дополнялся (примерно до 5-7 вв. н. э.). Он связан с описанием битвы двух древ­них родов и их сторонников (пандавов и кауравов) за обладание Хастинапурой (теперь г. Дели). Пол­ная «Махабхарата» состоит из 18 книг разного объе­ма. К наиболее известным вставным эпизодам отно­сятся: «Повесть о Шакунтале», «Сказание о Раме», «История Наля и Дамаянти», «Бхагавадгита» и др. «Махабхарата» стала источником сюжетов и обра­зов, получивших развитие в классической санскрит­ской литературе и литературе на языках народов Индии и других стран (Индонезия, Шри-Ланка, Бир­ма и др.). В Европе с «Махабхаратой» познакоми­лись в 18 в. (первыми были переводы «Бхагавадги­ты» («Божественной песни»). На русский язык вна­чале (1950-1962) были переведены 2 книги (перевод­чик В. И.Кальянов). В 1955-1963 гг. появился пере­вод основных книг «Махабхараты», выполненный Б. Л. Смирновым.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2267 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz