Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 11:54
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Литература Индии - 2
[ ] 19.06.2011, 13:41
Не менее известным является и другой эпос «Ра­маяна» («Странствия Рамы»), авторство которого приписывают мудрецу-отшельнику Вальмики. Ос­новное повествование создано примерно в 4 в. до н. э., а в окончательном виде эпос сформировал­ся в 2 в. н. э. Всего «Рамаяна» состоит из 24 тыс. строк, объединенных в 7 книг. Эпос посвящен под­вигам богочеловека Рамы, изгнанного из своего царства и странствующего по Индии, сначала в поисках убежища, а потом в поисках похищенной жены Ситы. Фантастические сюжеты «Рамаяны» пе­реплетаются с реальными картинами жизни того времени. «Рамаяна» отражает более высокий уро­вень развития общественных отношений. Персона­жи эпоса стали в Индии нарицательными (Рама, Сита, Лакшмана, Хануман, Равана). В средние века «Рамаяну» начинают считать одной из священных книг вишнуизма. Рама воспринимается как одно из воплощений бога Вишну. Сюжет «Рамаяны» неод­нократно использовался в литературе, живописи, в театральном искусстве. Эпос переведен на многие языки Индии и мира. В Индии классическим являет­ся изложение «Рамаяны», сделанное известным по­этом Тулси Дасом на языке авадхи. На русский язык «Рамаяну» перевел в 1948 г. акад. А. П. Баранников.
К эпосам по многим параметрам примыкают «Пураны» («Древние сказания»), которые относят­ся к священным текстам средневекового индуизма. Самые древние «Пураны» восходят к середине пер­вого тысячелетия до н. э. Тексты, дошедшие до на­шего времени, датируются второй половиной пер­вого тысячелетия нашей эры. «Пураны» обычно делят на 18 больших (маханурапа) и 18 малых (упапурана). Все они, в свою очередь, подразделяются на вишнуитские, шиваитские и брахмаистские. По содержанию они приближаются к эпическим про­изведениям, написанным блоками, и включают большое количество легенд и мифов, повторяющих содержание «Махабхараты» и «Рамаяны». В этичес­ком плане «Пураны» оказали влияние на творче­ство многих поэтов и философов, что особенно ка­сается «Бхагаваты-пураны», проповедовавшей культ бхакти.
Палийская литература, расцвет которой прихо­дится на 3-1 вв. до н. э., связана с распространени­ем буддизма в Индию. Проповедь буддизма велась на языках, близких к народным. Одним из таких языков был пали, на котором, по преданию, про­поведовал Будда. Одним из первых памятников палийской литературы считается «Типитака» (букв. «Три корзины») — собрание буддийских канони­ческих текстов, состоящее из трех книг: «Собрание правил дисциплины», или «Корзина смирения» («Виная питака»), «Корзина наставлений» («Сутта питака») и «Корзина высшей мудрости» («Абхид-хамма питака»). Основное содержание «Типитаки» было изложено на Первом буддийском соборе в 477 г. до н. э., а окончательная редакция была при­нята на Третьем соборе (3 в. до н. э.). «Типитака» содержит ценные материалы для изучения раннего буддизма, а также сведения об истории и культуре Древней Индии.
Другим памятником палийской литературы явля­ются Джатаки, или «Повести о житиях бодхисаттв», которые представляют собой одну из разновиднос­тей жанра древнеиндийского фольклора. Считают, что Джатаки были созданы в 4-3 вв. до н. э. В жанро­вом отношении они представляют собой орнаменти­рованную притчу. Основу Джатак составляют фоль­клорные сюжеты в соответствующей обработке и при­вязке к постулатам буддизма. Сборник насчитывает 547 джатак. Основной мотив джатаки — победа сла­бого над сильным, бедного над богатым (и глупым). Некоторые сюжеты Джатак неоднократно повторя­лись в индийской сказочной литературе. Русский пе­ревод Джатак вышел в 1979 г.
Классическая санскритская литература, или ли­тература кавья явилась следующим этапом разви­тия общелитературного процесса. Под термином «кавья» следует понимать «искусство художествен­ного слова», имеющего свои собственные внутрен­ние законы. Литература кавья подразделялась на несколько жанров, или направлений. По ритмичес­кой организации текста она подразделялась на про­зу (гадья) и поэзию (падья), по характеру эстети­ческого восприятия — на слышимую (шравья) и ви­димую (дришья) литературу. Поскольку предметом кавья являлся человек во всем разнообразии его отношений в обществе, основной упор делался на отражение этого общества средствами литературы, что должно порождать эстетическое наслаждение (раса). По жанрам кавья подразделялась на драма­тургию (натья), эпическую поэму (махакавья), на прозаическое повествование (катха), лирическую поэзию (анибаддха) и агиографию, или церковно-житийную литературу (акхьяика).
Наиболее ранними представителями литературы кавья были поэт и драматург Ашвагхоша (2 в. н. э.) и драматург Бхаса (3-4 вв. н. э.). Первый известен свой поэмой «Жизнь Будды» («Буддхачарита»), пе­реведенной даже на китайский язык, а второй создал 13 пьес, обнаруженных только в 20 в. Можно пред­полагать, что к этому времени сложилось канони­ческое построение санскритской драмы.
Наряду с поэзией и драматургией развивается и санскритская проза, наиболее значительным памятником которой стал сборник «Панчатантра» (букв. «Пятикнижье», или «Пять житейских хитростей»), созданный, по преданию, в 3-4 вв. н. э. брахманом Вишнушарманом. «Панчатантра» состоит из пяти книг сказок и басен, основными героями которых являются животные, наделенные человеческими чертами характера. Каждая книга построена по принципу обрамленной повести. «Панчатантра» лишена религиозной окраски. Было сделано около 200 переводов «Панчатантры» на 60 языков мира. Русский перевод вышел в 1958 г.
Наиболее известным среди санскритских дра­матургов и поэтов был Калидаса (4 в. н. э.), со­здавший несколько драм, эпических и лирических поэм, вошедших в золотой фонд индийской ли­тературы: драма «Узнанная по кольцу Шакунта­ла» («Абхиджнянашакунталам»), эпическая по­эма «Род Рагху» («Рагхуванша»), лирическа по­эма «Облако-вестник» («Мегхадута»). Творчество Калидасы как бы подвело итог всему предшеству­ющему развитию художественного слова в Древ­ней Индии, проложив дорогу в литературу сред­них веков. После Калидасы начался медленный, но неуклонный процесс упадка, который изредка нарушался появлением высококлассных произве­дений. К таким относится один из лучших рома­нов на санскрите «Приключения десяти принцев» («Дашакумарачарита»), автором которого был Дандин (7 в. н. э.).
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1845 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz