Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 12:19
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Литература Индии - 3
[ ] 19.06.2011, 13:42
Литература Индии в средние века характеризу­ется угасанием литературы на санскрите и пракритах, с одной стороны, и появлением литературных произведений на местных языках, с другой сторо­ны. Наряду с этим в Индию вместе с завоевателя­ми-мусульманами приходят новая культура и но­вые языки (сначала тюркский, а затем персидский), которые принесли с собой и новые жанры, главным образом персоязычной литературы (газели, касы­ды, марсия и рубай).
Собственно индийская литература раннего сред­невековья (7-11 вв.) делилась на литературу рели­гиозно-реформаторскую и придворную. Предста­вители первой литературы принадлежали к различ­ным сектам (сиддхи и натхи в Северной Индии) или общинам (отличные толкования шиваизма в Юж­ной Индии). Они выступали против брахманства и каст и в своих произведениях опирались на фольк­лорные традиции. Придворная литература, в свою очередь, подразделялась на патриотическую и па­негирическую. Представители патриотической ли­тературы призывали к борьбе против арабских и афгано-тюркских завоевателей и воспевали отдель­ных героев. Наиболее характерным здесь является героико-эпическая поэма «Песнь о Притхвирадже» («Притхвирадж-расо»), авторство которой припи­сывается поэту Чанд Бардаи (12 в.). Панегиричес­кая литература восхваляла деяния правителей. Здесь особенно выделяется «Житие Харши» («Харшача-рита») Баны Бхатта (7 в.).
Развитие средневекового города, укрепление позиций купеческого сословия способствовали со­зданию назидательной и плутовской литературы. Одним из крупнейших авторов назидательной ли­тературы был Бхартрихари, создавший несколько превосходных произведений, основным из которых было «Собрание трехсот строф» («Шатакатраям»). Оно состоит из «Ста строк о мудрости житейской» («Нитишатака»), «Ста строф о чувственной страс­ти» («Шрингарашатака») и «Ста строф о разлуке» («Вайрагьяшатака»). К достижениям мировой са­тиры можно отнести произведение Харибхадра Сури (8-9 вв.) «Повесть о плутах» («Дхуртакхьяна»). К плутовской литературе можно отнести и жанр одноактного сатирического представления (бхана), исполняемого одним актером. Наиболее известным произведением этого жанра является «Чатурбхани» («Четыре бханы»).
Литература бхакти появляется как оппозиционная не только сословно-кастовому расслоению общества, но и всему тому, что сеяло рознь между людьми. Во многом это связано с повышением социально-куль­турной активности низших каст, с проникновением в Индию идей суфизма, с ослаблением воздействия ор­тодоксального индуизма. Литература бхакти возник­ла в различных сектах и общинах индуизма. Она способствовала росту индо-мусульманского синте­за и стимулировала творчество многих поэтов, отказывавшихся от традиционной придворной лите­ратуры на санскрите и пытавшихся писать на разго­ворных языках. Основная идея движения бхакти — равенство всех перед богом, осуждение кастовых различий, индо-мусульманской розни. Наиболее известными поэтами бхакти считаются Кабир, Сурдас, Мирабаи, Тулсидас. Поэзия бхакти имела два направления: сагунпантхи, т. е. путь почитания кон­кретного божества, наделенного определенной фор­мой и качеством. Обычно это направление прослав­ляет на севере Вишну и его перевоплощения (Раму и Кришну), а на юге — Шиву. Второе направление — ниргунпантхи, т. е. путь почитания абстрактно­го божества без формы и качества. Направление выражало себя созданием философско-религиозной лирики. Движение бхакти зародилось в Тамилнаде в 6-8 вв. К13 в. его первое течение, связанное с куль­том Шивы, охватило почти всю Южную Индию. К 16 в. движение, связанное с культом Вишну, распро­странилось в большей части Северной Индии.
Дальнейшее развитие индийской литературы связано с различными местными языками, на весь­ма краткой характеристике некоторых мы и оста­новимся. Рамки работы не позволяют дать описа­ние всех 16 основных литератур Индии на регио­нальных языках.
Литература хинди вбирает в себя два понятия: 1) литературу на языках хинди, охватывающую при­мерно 10-12 языков, на которых создавались лите­ратурные произведения (авадхи, брадж, кхари боли, майтхили и др.), и 2) современный литературный язык хинди, сформировавшийся в основном в на­чале 19 в. и во второй половине 20 в. фактически вытеснивший из литературного процесса другие языки хинди. В своем развитии литература хинди прошла ряд этапов, которые так или иначе связа­ны с историей страны и которые отражают соци­ально-политические процессы, происходившие в стране.
Историю литературы хинди принято начинать с литературы протестантских сект (секты сиддхов и натхов, о которых речь шла выше; 7-11 вв.). Они создавали свои произведения на языке апабхрамша, который был переходным от пракритов к со­временным новоиндийским языкам. Выступая про­тив засилья брахманизма, они стремились найти путь к спасению в религиозно-философских воззре­ниях «Махаяны», привнося сюда догмы и понятия, связанные с культом Шивы и культом шакти.
На смену этой литературе приходит героико-эпическая поэзия (виргатха), порожденная нашествием мусульман на Индию (11-14 вв.). Среди произведе­ний особенно выделялись героическая поэма (расо) и баллада (виргит). Наряду с упомянутой выше «Песни о Притхвирадже» следует отметить «Песнь о Бисалдеве» («Бисалдева расо»), «Песнь о Кхума-не» («Кхуман расо»).
Следующим этапом становится поэзия бхакти, или поэзия любви и преданности (14-17 вв). Религи­озно-реформаторское движение бхакти, охватившее всю страну, оказало огромное влияние на всю по­следующую индийскую литературу и особенно на литературу хинди. Всю поэзию и поэтов бхакти на хинди можно подразделить на четыре группы: 1) поэты-отшельники, почитавшие абстрактное бо­жество (ниргунпантхи), к которым в первую очередь относится величайший поэт средневековья Кабир (1440-1513), 2) суфийские поэты, самым значитель­ным представителем которых был Малик Мухаммед Джаяси (1499-1542), 3) вишнуитские поэты, почитав­шие Раму, среди которых наиболее известным явля­ется Тулсидас (1532-1623), автор всемирно известной поэмы «Море подвигов Рамы» («Рамачаритамана-са»), и 4) вишнуитские поэты, почитавшие Кришну, к которым относится великий слепой поэт Сурдас (1478-1564), автор огромного произведения «Море гимнов» («Сурсагар»), состоящего из 100 тыс. строф. Все упомянутые поэты за исключением Джаяси, ко­торый писал на фарси, писали на различных языках хинди, но главным образом — на авадхи и брадже.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2516 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz