Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 12:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Литература Индии - 4
[ ] 19.06.2011, 13:43
На смену поэзии бхакти приходит поэзия рити, или поэзия маннеризма, знаменовавшая собой ут­рату гуманистических традиций и общественного звучания (1650-1875). Основными причинами по­добной ситуации был упадок Могольской империи и появление в Индии европейских завоевателей. Ли­тературное творчество становилось достоянием уз­ких чаще всего придворных кругов. Тема возвышен­ной любви к Кришне все более и более приобрета­ет эротическую окраску, а сами произведения от­личаются усложненным языком, обилием тропов, пышностью метафор, различными формалистичес­кими изысками.
В конце этого периода появляются первые про­заические произведения на том хинди, который с течением времени становится литературным и го­сударственным языком Индии. Среди первых авто­ров выделяется Лаллуджи Лал (1763-1835), автор книги «Океана любви» («Прем сагар», 1803 г.), ко­торую принято считать первым прозаическим про­изведением на современном хинди. В 1826 г. выхо­дит первая газета на языке хинди.
Основоположником современной литературы хинди считается Бхаратенду Харишчандра (1850-1885), драматург, поэт, публицист. Его творчество знаменует собой эпоху формирования националь­ного сознания индийцев (1875-1900), что связано как с Первой войной за независимость (1857-1859), так и с ростом просветительства в Индии. Кроме того, Бхаратенду был одним из первых, кто начал исполь­зовать хинди как язык поэзии (в то время языком поэзии считались авадхи и брадж). На хинди напи­саны и все 18 пьес (оригинальные и переводы с сан­скрита). Оригинальные пьесы имеют явно сатири­ческую направленность и основаны на реальном материале. В силу этого Бхаратенду называют и зачинателем просветительского реализма.
Особое место в литературном процессе занимает так называемая эпоха Махавира Прасада Двиведи (1900-1925), или эпоха национальных движений. В те­чение двадцати лет он издавал литературный жур­нал «Сарасвати», который стал своеобразным цент­ром новой литературы на языке хинди. Двиведи внес большой вклад в очищение и нормирование литера­турного хинди, который во время Двиведи заметно теснит признанные языки поэзии авадхи и брадж и завоевывает прочное место в языке прозы. В этот период особое звучание приобретает гражданская поэзия, основным представителем который был Майтхилишаран Гупта (1886-1964), удостоенный зва­ния «национального поэта» (раштракави). Этапной работой М. Ш. Гупты явилась поэма «Голос Индии» («Бхарат Бхарати») — страстный призыв возродить былое величие Индии. Поэзия и проза хинди этого периода отражает подъем национально-освободи­тельного движения, которое проявлялось в массо­вых политических кампаниях, возглавляемых Ин-. дийским национальным конгрессом.
На смену эпохи Двиведи приходит романтико-мистическое направление, именуемое в литературе направлением чхаявада. Появление подобного те­чения объясняется разочарованием части индий­ских литераторов в насильственных методах борь­бы за освобождение, что предопределило их отказ от описания реального мира. Гражданская тема сменилась изображением страдающей, одинокой, не понятой обществом личности. Произведения лите­раторов этого течения полны размышлений о брен­ности жизни, о неразделенной любви. Наиболее известными представителями чхаявада были Джай-шанкар Прасад (1889-1937), Сумитранандан Пант (1900-1977) и Сурьякант Трипатхи «Нирала» (1896-1961).
Параллельно с чхаявадом развивался и реалис­тический метод, наиболее ярким представителем которого был Премчанд (1880-1936), хотя реализм Премчанда и находился под определенным воздей­ствием и идеализма, и, особенно, гандизма. Прем­чанд начал писать на языке урду, но с начала 20-х годов перешел на язык хинди, написав с 1922 по 1936 гг. 11 романов. Последний из них «Жертвен­ная корова» («Годан») практически свободен от по­сторонних влияний и написан с четких позиций кри­тического реализма.
Премчанд оказал заметное влияние на литера­туру своего времени. Сторонники реалистического изображения действительности образовали в 1936 г. Ассоциацию прогрессивных писателей Индии, пер­вым председателем которой был избран Премчанд. Реалистическое течение, среди представителей ко­торого были и писатели марксистской ориентации, получило в Индии название прагативада, или прогрессивизма. Наиболее известными представителя­ми течения были Яшпал (1903-1976), Упендранатх Ашк (1910-1997), Рангея Рагхав (1923-1962), Вриндаванлал Варма (1989-1969) и некоторые другие.
Усиление идеологического противостояния при­вело к появлению нового течения, получившего название экспериментализм, или прайогвада. Это течение выступало против и чхаявада, и прагати­вада, противопоставляя идейности прагативада аполитичность, а красоте языка и стиля чхаявада — будничную лапидарность языка. Манифестом экспериментализма явился сборник «Семиструнье» («Taлптак»), вышедший при участии и под редак­цией Агьеи (1911-1987).
Начиная с 50-х годов, в Индии укрепляет свои позиции модернизм. Современные авторы, отвергая и революционность, и экспериментализм, обраща­ют больше внимания на популярность своих про­изведений среди читателя. Их творчество испыты­вает явное влияние европейской и американской литературы. Оно не привержено какому-то одному «изму», а представляет собой известное смешение жанров и стилей, где реализм перемешивается с мистицизмом, романтизм — с традиционностью.
Творчество современных авторов на языке хинди мало известно зарубежному читателю, хотя их произведения щедро отмечаются различными национальными и местными наградами. Тем не менее литература на хинди развивается весьма ин­тенсивно. Практически ежегодно появляются но­вые имена поэтов и писателей, хотя вряд ли сре­ди новых и признанных есть хотя бы один автор, живущий только за счет своего литературного труда.
Особое место в литературе хинди занимает лю­бовь индийцев к поэтическому творчеству. Состя­зания поэтов (кави саммелан), длящиеся порой 10-12 часов, по-прежнему собирают огромные ауди­тории, включая телевизионные.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2105 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz