Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 13:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Литература Индии - 7
[ ] 19.06.2011, 13:45
Литература урду прошла сложный путь разви­тия от придворно-аристократической до народно-патриотической. Язык урду грамматически имеет чисто индийскую основу: его современная грамма­тика практически идентична грамматике современ­ного литературного языка хинди, хотя становление урду как языка произошло ранее становления хин­ди. Урду возник на стыке персидско-таджикской и персидско-индийской литературы и использовал в своем лексическом арсенале арабо-персидскую и собственно индийскую лексику (общую с хинди). Отсюда проистекает и жанровая особенность урду, который изначально тяготел к жанрам персидской поэзии, хотя тематически больше склонялся к ин­дийской действительности.
Первоначально урду, что в переводе означает «язык военного лагеря или базара» (ср. с русск. «орда»), возник при дворе мусульманских правите­лей Декана. Наиболее известным поэтом деканской школы был Вали (Вали Мухаммед, 1667-1707), про­изведения которого высоко ценятся и в Северной Индии. Есть мнение, что его газели побудили де­лийских поэтов обратиться к урду.
Распространению урду в Северной Индии спо­собствовало, с одной стороны, суфийское движение, представители которого использовали персоязыч-ную форму, наполненную индийским содержани­ем, что делало их произведения популярными сре­ди индийцев. С другой стороны, этому процессу способствовал и распад Могольской империи, что заметно подорвало позиции персоязычной литера­туры и усилило позиции урду. Основными предста­вителями средневекового урду, который принято называть классическим, являются два знаменитых поэта Назир Аурангабади (Вали Мухаммад, 1740-1830) и Галиб (Асадулла-хан, 1797-1869).
Назир первым среди поэтов ввел в свои произ­ведения персонажей из простого народа. Традици­онно мусульманские сюжеты перемежаются у него с общеиндийскими индуистскими. Его язык близок к разговорному языку г. Агры, где он жил.
Талиба считают основным поэтом-классиком средневековья. Он начинал как суфийский поэт, но потом отошел от суфизма и начал проповедовать братство людей независимо от их религии. Он со­чувствовал простым людям, прославлял их труд. Он также сочувственно встретил события 1857-59 гг. Прозаические, главным образом эпистолярные про­изведения Талиба подготовили становление со­временной прозы на урду. Его поэзия определила развитие поэзии урду в первой половине 19 в.
Во второй половине 19 в. в литературе урду на­ступает период просветительства. Под влиянием европейской цивилизации и главным образом под влиянием событий 1857-59 гг. писатели и поэты начали отказываться от традиционных мусульман­ских или индуистских сюжетов и обращаться к со­бытиям реальной действительности. Литература, которая до этого служила целям занимательности или открытой религиозной пропаганды, в произ­ведениях просветителей приобрела публицистичес­кий, гражданский характер, превратилась в сред­ство воздействия на общественную мысль. Новое направление в литературе связывается с именем Сайида Ахмад-хана (1817-1898), который вместе со своими сторонниками пытался распространять до­стижения европейской культуры и науки среди му­сульманского населения Индии. В этом просвети­телям стали оказывать поддержку выпускники Де­лийского колледжа (основан в 1825 г.) и Алигархского мусульманского университета, основанного в 1875 г. по инициативе Сайида Ахмада-хана.
В начале 20 в. под воздействием роста нацио­нально-освободительного движения в литературе урду начали звучать национально-патриотические мотивы. Произведения авторов того времени при­зывали к сплочению индусов и мусульман перед ли­цом общего врага. Одно из ведущих мест в литера­туре урду этого времени занял Мухаммад Икбал (1877-1938), крупный индийский поэт и философ. Основная идея его творчества — освобождение Ро­дины и возрождение ислама (об исламе Икбал пи­сал главным образом на персидском языке).
На становление современной прозы урду замет­ное влияние оказало творчество Премчанда (1880-1936). Из последователей Премчанда можно отме­тить художников левой ориентации Саджада Захира (1905-1973) и Фаиза Ахмад Фаиза (1911-1984), принимавших активное участие в создании Ассо­циации прогрессивных писателей Индии.
Среди прозаиков последнего времени нужно от­метить творчество Кришана Чандара (1914-1977), писателя самого широкого творческого диапазона: от лирической повести до сатирического романа, от публицистического очерка до фантастической истории (часть работ написана им на языке хинди), а также таких писателей, как Саадат Хасан Манто (1912-1955), Али Сардара Джафри (1913).
После раздела Индии на собственно Индию и Пакистан урду стал государственным языком Па­кистана. За 50 лет, прошедших с момента раздела, наметились определенные различия в развитии ин­дийского и пакистанского урду и литературы на урду в этих странах. Индийский урду обнаружива­ет тенденцию к индуизированию, что касается как лексики, так и содержания произведений.
Рамки работы позволяют остановится на описа­нии только четырех литератур Индии. За предела­ми нашего внимания остались Англоязычная, Ас­самская, Гуджаратская, Кашмирская, Каннарская, Малаяламская, Маратхская, Орисская, Панджаб­ская, Персоязычная, Синдхская литературы, а так­же литература народа телугу.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1906 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz