Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Воскресенье, 27.09.2020, 12:32
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Музыка Индии - 1
[ ] 20.06.2011, 22:12
МУЗЫКА
Индийская классическая музыка также принад­лежит к уникальным явлениям, не имеющим ана­логов. Она уходит корнями в глубокую древность. Полагают, что еще арии имели семинотную звуко­вую систему, которую они использовали при испол­нении литургических гимнов во время жертвопри­ношений. Руководство по пению этих гимнов со­держится в «Самаведе», по которому можно судить о том, что пение напоминало то, что мы называем сейчас церковным распевом. Жреческая каста брах­манов сохранила эту манеру исполнения гимнов до наших дней.
Первым наставлением по музыке обычно счи­тают «Трактат о театральном искусстве» («Натья-шастра»), положения которого мало отличаются от современных канонов индийской классической му­зыки. Индийская музыкальная гамма состоит из семи нот (свара), которые по звучанию соотносят­ся с европейскими: Шадджа (в сокращенной нота­ции — Са) соответствует ноте «до», Риишбха (Ри) — «ре», Гандхара (Га) — «ми», Мадхьяма (Ма) — «фа», Панчама (Па) — «соль», Дхаивата (Дха) — «ля», Нишада (Ни) — «си». Наряду с этим имеются пять альтерированных звуков (викрита свара), каждый из которых имеет от трех до одной степени альте­рации.
Основу индийской музыки составляет типичес­кое мелодическое построение (рага), отличающе­еся определенными ладовыми и ритмическими признаками и устоявшимся звуковым рядом. Су­ществуют шесть основных мелодий-par, персони­фицированных как шесть прекрасных мужчин, каждый из которых имеет по пять жен (рагини) и по восемь сыновей (путра), что доводит количе­ство музыкальных вариаций до восьмидесяти че­тырех. Каждой их этих мелодических вариаций приписывается определенное значение, обладаю­щее эстетическим и психологическим воздействи­ем. Основные мелодии имеют свое время исполне­ния. Так, Бхайрава, которая ассоциируется с тре­петом и страхом, исполняется на рассвете или за­кате, Мегха (мир и спокойствие) — по утрам и т. п. Аналогичную психолого-эстетическую нагрузку несут 30 рагини и 48 путра. Раги могут стать сю­жетом для живописи.
Любой индийский исполнитель par является импровизатором, а любое исполнение является ав­торским. Выбрав нужную рагу и ритмическое со­провождение, музыкант, проиграв канонический звуковой ряд, начинает импровизацию на ее тему. В Индии не существует нотной записи, поэтому никто не может повторить выступление. Каждый раз, даже у одного и того же музыканта, импрови­зация звучит по-разному.
Раги подразделяются на несколько типов (дока­ти), различающихся количеством используемых нот: пентатоника (оудава), гексатоника (шадава) и гептатоника (сампурна), что делает количество воз­можных par практически бесконечным. Однако количество существующих par не превышает трех­сот, из которых обычно исполняются примерно сто par. Музыкант знает и исполняет не более 25-50 par.
Раги исполняются под ритмический аккомпанимент. Ритмическая единица в индийской музыке получила название тала (букв, «хлопок ладонью»). Тала имеет свою метрику, которая разнится в раз­ных музыкальных стилях. Очень быстрый темп (анудрута) равен времени удара по барабану, быст­рый темп (друта) — одному удару и взмаху руки, медленный темп (лагху) — одному удару и счету на пальцах (от 2 до 8). Существуют различные комби­нации тала: джампа тала (один медленный+один очень быстрый+один быстрый), рупака тала (один быстрый+один медленный) и т. д. Каждая из ком­бинаций может иметь свои особенности. Теорети­чески существуют 35 тала, но в публичных выступ­лениях используются не более пяти устоявшихся ритмических сопровождений.
Индийская музыка подразделяется на классичес­кую (марги), народную (деши) и западную.
Классическая музыка подразделяется, в свою очередь, на северную (Хиндустани) и южную (Кар­натака). Оба направления имеют много общих черт, но и имеют несколько различий. Восходя к едино­му теоретическому и религиозному источнику, оба направления разошлись в практическом плане, что касается манеры исполнения, языка исполнения (хинди — на севере, дравидийские языки — на юге), звукоряду (в Хиндустани импровизация начинает­ся с ноты «Ни», в Карнатаке — с ноты «Па» или «Са»), чистоты традиции (чисто индуистский юг и подверженный мусульманскому влиянию север).
Классическая индийская музыка отличается от европейской. Прежде всего (и об этом уже было сказано) марги — явление импровизационное, не имеющее нотной записи (современные средства аудиозаписи позволяют сохранить конкретное вы­ступление особенно больших мастеров, но его не­возможно повторить в другом исполнении). Во-вто­рых, марги имеет 22 звука хроматического ряда (шрути), тогда как европейская насчитывает толь­ко двенадцать звуков того же звукоряда. Индийс­кие ноты «Са», «Ма» и «Па» имеют три степени альтерации (диезной), ноты «Ри» и «Дха» — две степени и ноты «Га» и «Ни» — одну степень. При этом каждая шрути имеет свое наименование.
Классическая индийская музыка исполняется на чисто индийских инструментах. К ним в первую очередь относятся вина и ситар(а), а также большое количество различных барабанов.
Вина представляет собой струнный щипковый инструмент, состоящий из деревянного корпуса, на изготовление которого идет главным образом дре­весина хлебного дерева, прикрепленного к одной из двух тыкв. Меньшая по размеру тыква поддер­живает шейку инструмента, завиток которого вы­полняется в виде животного. Вина имеет четыре основные и несколько различных бурдонных струн, удерживаемых 24 подвижными ладами. Существу­ет несколько разновидностей вин, среди которых наиболее ценится вина-еквала, выполненная из од­ного куска дерева.



Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2338 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Сайт управляется системой uCoz