Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Пятница, 18.08.2017, 11:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Образование в Индии
[ ] 19.06.2011, 13:34
ОБРАЗОВАНИЕ
 
Образование как процесс обучения подрастаю­щего поколения уходит корнями в глубокую древ­ность. За много веков до нашей эры в Индии суще­ствовала своеобразная система образования, при которой ученик (шишья или чела) поселялся в доме учителя-наставника (гуру), который на ранней ста­дии развития ведийского общества был, как прави­ло, неимущим аскетом. В обязанность ученика вхо­дил сбор подаяний для пропитания учителя. Уче­ник был обязан относится к учителю с глубоким почтением, исполнять все его желания и беспрекос­ловно выполнять все его команды. Первоначально ученик был обязан овладеть церемонией сандхья, представлявшую собой утреннюю, дневную и вечер­нюю молитвы, которая состояла из нескольких ри­туалов. Основным объектом изучения были Веды. Заучиванию наизусть ведийских гимнов отводилось почти все время светового дня. Часами ученики повторяли за учителем тот или иной гимн до тех пор, пока он не был твердо заучен. Способ устного заучивания был доведен до совершенства, что по­зволило передавать устно тексты Вед из поколения в поколение на протяжении более тысячи лет.
 
Кроме Вед, ученики занимались и другими об­ластями знаний, примыкавших к основному тексту вед, которые назывались «частями Вед» (веданта). Сюда входили: калпа, или описание церемонии жертвоприношения, шикша, или правила произне­сения звуков (фонетика), чанда, или правила сти­хосложения, нирукта, или наука о происхождении непонятных слов (этимология), вьякарана, или грамматика, и джьотиша, или наука о календаре (астрономия).
 
В постведийский период учителя весьма часто заставляли учеников заниматься шестью ортодок­сальными философскими школами (иногда внима­ние могло сосредотачиваться только на одной шко­ле, которую исповедовал учитель). Отдельные учи­теля преподавали только светские предметы, такие, как математика, астрономия и литература.
 
Наряду с системой религиозно-философского образования существовали и другие системы. Так, дети правителей и воинов обучались фехтованию и военному искусству, а также искусству управлять. Представители низких каст обучали своих сыновей тайнам их профессии. Существовала и более раз­вернутая система ученичества, которая подчинялась определенным правилам.
 
Несколько городов Индии получили известность благодаря своим учителям и учебным заведениям. Среди них особо выделались Бенарес (Каши) и Так-шашила (в Северо-Западной Индии, теперь терри­тория Пакистана), о которых знали еще во времена Будды Шакьямуни. В начале нашей эры подобную известность в Южной Индии получил город Канчи. Бенарес славился своими религиозными настав­никами, тогда как Такшашила (не без влияния Ира­на и Мессопотамии) делала больший упор на свет­ские знания.. Среди учеников Такшашилы можно отметить великого индийского грамматиста Панини (4 в. до н. э.), советника Чандрагупты Маурья Каутилью, одного из двух великих врачевателей Древней Индии Чараку.
 
Источники отмечают, что в Бенаресе наряду с системой «ученик (несколько учеников)-учитель» существовала система и больших ученических групп, насчитывающих до 500 человек и существо­вавших за счет пожертвований.
 
С развитием буддизма и джайнизма образование перебирается в монастыри. С течением времени на их базе возникают подлинные университеты. Наи­более известным среди них стал университет в Наланда в Бихаре, основанный в период правления династии Гуптов. Китайский паломник Сюянь Цзан, посетивший Индию в 7 в. н. э., описывает Наланду как настоящий центр науки, где наряду с изучением буддийских трактатов, преподавали Веды, индийскую философию, логику, грамматику и медицину, В Наланде обучались не только при­верженцы буддизма, но сторонники других конфес­сий, которых допускали до учения после весьма су­рового устного экзамена. По словам Сюянь Цзана, Наланда получала доход со ста деревень, припи­санных к университету, и имела много покровите­лей, включая правителей государств. Сюянь Цзан утверждал, что в Наланде бесплатно обучалось не менее 10 тыс. студентов, которых обслуживал боль­шой штат слуг. Индийские ученые, изучив разва­лины университета, считают, что он не мог вмещать более одной тысячи монахов. В средние века к буд­дийским и джайнистским монастырям добавились индуистские монастыри, которые также стали цен­трами обучения.
 
С приходом в Индию мусульманских правите­лей многие монастыри были уничтожены, что на­несло огромный ущерб традиционной системе об­разования. Пришедшая им на смену система мусуль­манского образования через медресе давала воз­можность получать образование только тем индий­цам, которые принимали ислам. Большинство му­сульманских правителей не умело ни читать, ни писать, включая таких покровителей литературы и искусств, как Акбар.
 
С приходом европейцев начался новый этап в подготовке подрастающего поколения. Католичес­кие миссии стали обучать детей индийцев, приняв­ших христианство. Тем же занимались и другие хри­стианские конфессии. Однако образование было скорее штучным, чем массовым. Перемены насту­пили лишь в 19 в. после того, как англичане по сути дела стали единственными правителями Индии. Понимая важность подготовки кадров из местных жителей, англичане начали открывать миссионер­ские школы практически во всех крупных городах. Более того состоятельные индийцы стали посылать своих детей на учебу в Англию, что зачастую дела­лось вопреки кастовым ограничениям (для касто­вого индуса в те времена все неиндусы являлись неприкасаемыми). В 1828 г. в Бомбее был открыт «Элфистон колледж», первое в Индии учебное за­ведение европейского типа. В 1857 г. в столицах бывших президенств, т. е. в Бомбее, Мадрасе и Калькутте открылись университеты западного типа. В 1916 г. в Дели был открыт Медицинский колледж и больница им. леди Ирвинг (жена вице-короля Индии Ч. Ирвинга), первое учебное заведе­ние для девушек. Во всех этих учебных заведениях обучались главным образом европейцы. Исключе­ние делалось для детей зажиточных и политически важных индийцев. Англичане даже открыли специ­альный привилегированный колледж для детей ин­дийских махараджей. Все образование было вестернизировано.
 
Начиная с конца 19 в. благодаря усилиям раз­личных просветительских организаций (Брахма самадж, Арья самадж, Рамакришна мишн) и неко­торых религиозно-общественных деятелей, таких, как Рам Мохан Рой, Свами Вивекананда, пропове­довавших идеи неоиндуизма, Европа и Америка узнали о великой индийской культуре. Это поро­дило заметный интерес к Индии. Присуждение в 1913 г. Нобелевской премии по литературе Р. Таго­ру является свидетельством этого интереса. В 1916 г. в Бенаресе открылся Индусский университет, где наряду с изучением западной культуры достаточно внимания было уделено и изучению индуистской культуры. При этом преподавание велось на языке хинди. Для сбалансирования общественного мне­ния в 1918 г. в Хайдерабаде открылся Османский университет, где наряду с изучением западной куль­туры изучалась и мусульманская культура. Здесь преподавание велось на языке урду (иранизирован-ном варианнте хинди).
 
До получения Индией независимости в колони­альной Индии было открыто не более 15 универси­тетов. Все проблемы, связанные с образованием, были согласно резолюции Британского правитель­ства от 1913 г. переданы под юрисдикцию местных органов. Подобное положение продолжалось до 1968 г., когда Центральное правительство приняло специальную резолюцию по вопросам националь­ной образовательной политики. В 1986 г. индийс­кий парламент принял специальное постановление о Национальной образовательной политике, кото­рое гарантировало бесплатное начальное и непол­ное среднее образование всем детям до 14 лет. Се­годня этим постановлением охвачено более 150 млн. детей в возрасте от 6 до 14 лет (61 % детей этой воз­растной группы), которые посещают 590,5 тыс. на­чальных и 171,2 тыс. неполных средних школ. 95% детей в сельской местности посещают школы, ко­торые находятся на расстоянии не более 3 км от места их проживания. Среди всех учащихся 43,1% составляют девочки.
 
Индия имеет двухзвенную систему образования 10 + 2 (среднее и полное среднее; последнее необхо­димо для поступления в высшее учебное заведение). Полное среднее образование дают в Индии 98,1 тыс. школ. Для поступления в высшее учебное заведе­ние индийским юношам и девушкам не нужно сда­вать вступительных экзаменов. Необходимо сдать общеиндийский выпускной экзамен за полную сред­нюю школу, получив на менее 80 баллов из ста воз­можных. В Индии функционируют 226 университетов, которые состоят из 9,2 тыс. колледжей и в которых обучается более 6,5 млн. студентов (5-6% от молодежи в возрасте от 17 до 23 лет). Среди уни­верситетов есть университеты-карлики, в которых занимаются от одной до трех тысяч студентов, и университеты-гиганты, в которых образование по­лучают более ста тыс. студентов: Калькутский уни­верситет (150 тыс.), Бомбейский университет (150 тыс.), Раджастханский университет (150 тыс.), Делийский университет (130 тыс.), Университет им. М. К. Ганди (150 тыс.).
 
Большое внимание уделяется в Индии ликвида­ции неграмотности среди взрослого населения. Че­рез специальную систему образовательных учреж­дений предполагается обучить в 1999 г. до 100 млн. человек и покончить с неграмотностью в 2005 г.

 

 

 

 

 

Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2385 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz