Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 11:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Религия: буддизм, джайнизм
[ ] 19.06.2011, 13:28
Буддизм фактически является ересью на брахма­низм, отвергавшим авторитет Вед и деление обще­ства на варны. Он возник в 6-5 вв. до н. э. Основа­телем этого учения считается сын правителя мел­кого княжества Сиддхартха Гаутама, получивше­го в литературе имя Будды Шакьямуни. Буддизм выступал за равенство людей по рождению, что привлекало на его сторону представителей не толь­ко третьего сословия торговцев-вайшьей, но и вто­рого сословия воинов-кшатриев. В буддийскую общину, именуемую сангхой, допускались предста­вители всех варн. В центре буддизма лежит учение о «четырех благородных истинах»: есть страдание, есть причина страдания, есть освобождение от стра­дания и есть путь к освобождению от страдания. Путь к освобождению подразделяется на восемь ступений, прохождение которых ведет к уничтоже­нию незнания и пристрастий, просветляет ум, по­рождает невозмутимость и спокойствие, что прекра­щает страдание. Новое рождение становится невоз­можным, чем достигается блаженство (нирвана). В раннем буддизме на такое спасение мог рассчиты­вать только монах-отшельник. Мирянин при усло­вии соблюдения 5 моральных принципов (панчашила): воздержание от причинения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкоголизма мог надеять­ся только на лучшее перерождение. Пропаганда буд­дизма началась при императоре Ашоке и достигла значительного расцвета в Кушанском царстве.
Буддизм с самого начала не был однородным яв­лением, в нем всегда шла борьба сект и течений. Наиболее древним течением является хинаяна («ма­лая колесница», или «узкий путь»), или монашеский буддизм, где основное значение имеют личные уси­лия индивидуума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары) и достичь через множество промежуточных воплощений окончательного спасе­ния (нирваны). Каноническое оформление хинаяна получила к 1 в. н. э., хотя основные ее положения были сформулированы значительно раньше.
Другим течением явилась махаяна («большая колесница», или «широкий путь»). Основное поло­жение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, как утверждала хинаняна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, совершающий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. В махаяне особое зна­чение имеет культ бодхисаттв, существ, способных стать Буддой.
В буддизме, особенно раннем нет противопо­ставления субъекта и объекта, духа и материи. Нет в нем бога, как творца и высшего существа. В по­зднем буддизме (махаяне) Будда из мудреца учите­ля превращается в типичное божество, а бодхисаттвы рассматриваются как его эманации.
По целому ряду причин буддизм не смог закре­питься в Индии и вынужден был уступить свое мес­то индуизму. К 12 в. он практически исчезает. Сей­час в Индии насчитывается чуть более 6 млн. буд­дистов.
Джайнизм возник несколько раньше буддизма и также представляет собой ересь на брахманизм. По убеждению приверженцев этой религии учение было передано из глубины веков 24 учителями-про­роками (тиртханкарами), последним из которых был Вардхамана, кшатрий по касте, который впос­ледствии получил эпитеты Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»), ибо сумел побе­дить карму и устранить препятствия, стоявшие на пути религиозного спасения. Сторонники этой ре­лигии, которые называют себя джайнами, т. е. пос­ледователями Джины, поклоняются тиртханкарам как божествам.
Центральное место в джайнизме занимает уче­ние о вечной душе, которая может последователь­но вселяться в различные материальные субстан­ции. Душа индивидуума несет ответственность за все совершенное им по закону кармы, который свя­зывает тело с душой, человека с земными делами и который предначертывает его дальнейшие пере­рождения. Спасения и вечного блаженства может достичь лишь тот, кто ведет исключительно пра­ведную жизнь. Здесь ведущую роль играет безого­ворочное следование ахимсе («ненасилию») и ува­жение жизни во всех ее формах. Вследствие этого все джайны строгие вегетарианцы, а наиболее ор­тодоксальные из них закрывают рот и нос специ­альной повязкой и передвигаются только в светлое время суток, чтобы не проглотить или не раздавить какое-либо насекомое. От каждого верующего тре­буется полная вера в истинность учения, на кото­ром основываются совершенное знание и совершен­ная (праведная) жизнь, и неукоснительное соблю­дение всех предписаний религии.
В джайнизме имеются два основных течения: дигамбары (букв, «одетые небом»), которые считают, что древние (истинные) тексты утрачены, и которые отказываются от всех мирских соблазнов, включая необходимость носить одежду, и шветамбары (букв, «одетые в белое»), которые пытаются восстановить утраченные тексты с целью их канонизации и кото­рые исповедуют менее строгий подход к мирской жизни. В современной Индии проживает около 4 млн. джайнов, которые, однако, имеют заметный вес в обществе, поскольку принадлежат к наиболее за­житочным и образованным слоям индийского об­щества. Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов.
Как религия джайнизм не смог выдержать про­тивоборства с буддизмом и особенно с индуизмом. В первые века нашей эры джайнизм пришел в упа­док, хотя небольшая и замкнутая община джайнистов сохранилась и до сего времени.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1973 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz