Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 12:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Религия: индуизм
[ ] 19.06.2011, 13:26
РЕЛИГИЯ
Индия представлена всеми основными религия­ми мира: индуизмом, исламом, христианством, буд­дизмом, иудаизмом, зороастризмом. Есть в Индии и «свои» религии, каковыми являются джайнизм и сикхизм. Все это характеризует довольно сложное идейное и социально-структурное устройство ин­дийского общества. Наиболее распространен в стране индуизм, который исповедует 82,4% населе­ния. За ним идет ислам — 11,7%, христианство — 2,3%, сикхизм — 2,0%, буддизм — 0,8%, джайнизм—0,4%, остальные религии—0,4% (сюда входят примерно 72 тыс. зороастрийцев, около 6 тыс. иудеев, около 26 тыс. представителей абори­генных племен, исповедующих различные язычес­кие верования).
Индуизм принадлежит к наиболее древним ре­лигиям мира. Он прошел несколько этапов разви­тия, зародившись первоначально как религия вед, или ведизм.
Ведизм, который можно рассматривать как са­мостоятельную религиозно-философскую систему, возник в первом тысячелетии до н. э. Он является древнейшей религиозно-философской системой Ин­дии, оказавшей заметное влияние на последующие религиозные направления. Для ведизма характерен политеизм (многобожие) и антропоморфизм, т. е. наделение богов и явлений природы свойствами человека, как позитивными, так и негативными. Все ведийские боги подразделялись на три класса: боги неба (бог солнца Сурья, бог утренней зари Ушас, бог миропорядка Варуна), боги земли (бог огня Агни, бог пьянящего напитка Сома) и боги воздуш­ного пространства (бог-громовержец Индра, бог ветра Ваю, бог грозы Рудра). Ведизм получил пись­менное закрепление в четырех сборниках (самхи-тах) гимнов, молитв, жертвенных формул и закли­наний, получивших название Веды: «Ригведа» (со­брание гимнов мифологического и космологичес­кого содержания), «Самаведа» (сборник песнопе­ний, повторяющий тексты «Ригведы» и дополняю­щий их ритуально-обрядовыми наставлениями), «Яджурведа» (описание ритуалов и правил совер­шения жертвоприношений) и «Атхарваведа» (сбор­ник магический заклинаний и формул). Основу культа составляли жертвоприношения.
Развитие ведизма привело к заметным измене-неиям в иерархии богов. Одни боги из главных ста­новились второстепенными, другие, наоборот, — из второстепенных становились главными. В поздневедийский период наблюдалась тенденция к вы­делению трех главных богов — Брахмы, Вишну и Шивы, которые впоследствии развились в единую триаду (тримурти). Кроме богов, почитались и обо­жествлялись природные объекты и явления. Почи­тание богов было неразрывно связано с культом жертвоприношений, обрядовость которых посто­янно усложнялась, что повлекло за собой рост ко­личества жрецов, обслуживающих сложный риту­ал жертвования. Важность жертвоприношений осо­бенно возросла в эпоху брахман, которые предпи­сывали каждому члену общины совершать то жер­твоприношение, которое соответствовало его соци­альному статусу. Так, приносить в жертву коня мог только правитель-раджа. Этот этап религиозного развития получил в литературе название брахманиз­ма. Он разработал религиозное обоснование деле­нию общества на варны (сословно-классовые груп­пы) и учению о переселении душ. Брахманизм тре­бовал беспрекословного повиновения жрецам-брах­манам и царской власти, а также предписывал каж­дой варне неукоснительное исполнение своей дхар­мы, т. е. образа жизни, вмененного богами пред­ставителям различных варн. Безусловное соблюдение дхармы создает для индивидуума благоприят­ную карму (воздаяние за соделанное), ведет к ново­му лучшему перерождению и, в конечном итоге, к слиянию с высшим абсолютом — богом-творцом Брахмой, поскольку все сущее лишь его частицы. Нарушение требований дхармы приводит к несча­стливым перерождением. Так, человек может пере­родиться в животное или червяка.
Таким образом, вероучение индуизма сложилось в результате эволюции догматов ведизма и брах­манизма. Оно возникло в середине первого тысяче­летия нашей эры и окончательно оформилось мно­го веков спустя после появления мусульман в Ин­дии. Индусами стали называть всех тех, кто не ис­поведовал ислам.
Индуизм сохранил многие элементы ведических верований, связанных с поклонением священным животным, явлениям природы, душам предков. Однако существенным отличием индуизма от брах­манизма является безусловное признание трех рав­ных по значимости богов, индийскому варианту «троицы», получивших название «тримурти», т. е. признание Брахмы (бог-творец), Вишну (бог-хра­нитель) и Шива (бог-разрушитель).
Первое из двух главных течений индуизма — вишнуизм возник в эпоху правления династии Ма­урьев, но основное его распространение связано с правлением династии Гуптов. Вишнуизм отличает способность ассимилировать различные местные верования, что прежде всего связано с процессом перевоплощений (аватар) бога Вишну, который объявлялся перевоплощением и Будды, и Кришны, и Рамы. Вишну по разным поводам принимал раз­личные облики, чтобы спасти мир. В настоящее время вишнуизм наиболее распространен в Север­ной Индии.
Наряду с вишнуизмом получило распростране­ние другое течение шиваизм. Основной догмат ши­ваизма состоит в том, что во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Шивы, уничтожающего и воз­рождающего все существующее. В начале космичес­кого цикла Шива создает Вселенную, а затем ее уничтожает. Культ Шивы неразрывно связан с куль­том шакти, женским творчески-энергетическим на­чалом. В шиваизме шакти персонифицируется в одной из ипостасей супруги Шивы, что связано с образом богини-матери. Другой разновидностью шиваизма является лингаизм, т. е. почитание Шивы в облике фаллоса (лингама). Шиваизм распростра­нен главным образом в Южной Индии.
Для всех теченией индуизма характерна вера в вечность и богоданность Вед, а также вера в цик­личность существования Вселенной, где развитие идет по нисходящей линии. Индуизм верит в веч­ность и неистребимость души, совершающей бес­конечное странствие (сансара), что происходит в соответствии с законом кармы. Цель спасения че­ловека состоит в освобождении от перерождений и достижения мокши, т. е. слияния с мировой душой, и нирваны, т. е. слияния с Брахмой.
Новым в индуизме является строительство куль­товых сооружений, которые стали «обителью бо­гов» и в которых находятся их статуи, олицетворя­ющие личное присутствие бога. Жрецы-брахманы превратились в постоянных служителей своего бога-господина.
В жизни каждого кастового индуса существуют четыре основные цели: исполнение религиозных, семейных и общественных предписаний (дхарма), получение и надлежащее использование материаль­ных ценностей (артха), удовлетворение чувственных желаний (кама) и стремление к освобождению от цепи перерождений (мокша).
Индусский пантеон богов не ограничивается тремя главными богами. Количество богов не под­дается счету. По одним источникам, их более 30 тыс., по другим, — более 300 тыс. Наряду с об­щеиндийскими богами существует множество мес­тных богов. Многие основные боги имеют свою «сферу деятельности или ответственности». Так, супруга Вишну богиня Лакшми считается богиней богатства и благополучия. Богиня Сарасвати по­кровительствует наукам и искусству. Бог Кубера — бог богатства, бог Ганеша — бог успешных начи­наний, бог Сканда, или Карттикея — бог войны и т. п. Каждый крупный бог имеет своего возничего, которым является реальное или фантастическое животное. Вишну передвигается на птице Гаруда (полу-орел, полу-гриф), Шива — на быке Нанди, Ганеш — на мыше, Сарасвати — на лебеде.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1920 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz