Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 13:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Танцы в Индии - 1
[ ] 20.06.2011, 22:14
ТАНЕЦ
Индийский классический танец также является уникальным, не имеющим аналогов в современном танцевальном искусстве. Своими корнями он уходит в глубокую древность, поскольку техника танца была описана еще в «Трактате о театральном искусстве» («Натьяшастре»). Историю классического танца можно подразделить на три периода: древний (2 в. до н. э. — 9 в. н. э.), когда танец (или танцеваль­но-пластические движения) был составной частью классической санскритской драмы; средневековый (10-18 вв.), когда танец стал обязательной составной частью музыкальной драмы и приобрел ряд регио­нальных особенностей, и современный, когда танец стал самостоятельным видом искусства, сохраняя при этом свои позиции в музыкальной драме.
В отличие от европейского классического танца, призванного передать определенное настроение посредством различных технических приемов, ин­дийский классический танец всегда наполнен кон­кретным содержанием. Каждое движение ног, рук, глаз, бровей и других частей тела имеет свое значе­ние, поэтому индийский классический танец мож­но читать, и он нередко сопровождается устным сопровождением своего содержания (танцевальным речитативом).
Для того чтобы все движения танцовщика или танцовщицы были понятны, они строятся на весь­ма жестких канонических принципах, не зная кото­рых, невозможно понять содержание танца.
Во-первых, в индийском классическом танце за­действованы все части тела, которые подразделя­ются на основные (голова, руки, грудь, талия, бед­ра и ноги) и вспомогательные (глаза, брови, нос, губы, подбородок, рот, шея). В «Натьяшастре» раз­личают, например, 24 движения головы, 26 движе­ний глазного яблока, 6 движений бровей и 4 дви­жения шеи.
Во-вторых, существуют примерно сто каноничес­ких положений рук (мудра или хаста), причем как одной руки, так и двух. Каждая из позиций руки или рук передает определенное значение, а иногда и несколько значений.
В-третьих, существует набор канонических дви­жений. Движение одной ноги, включая колено и бедро, называется чари. Различают 32 чари, подраз­деляемых на движения по земле (бху чари) и поле­ты в воздухе (акаша чари). Участие в движении двух ног формируют канонические движения (или поло­жения), называемых карана, в которых уже участву­ют руки. Существуют 108 таких канонических поз-движений, приписываемых «царю танцев» Шиве (Натараджа). Все эти позы изображены в виде скульптур-горельефов в храме Шивы в г. Чидамба-раме (ш.Тамилнаду). Каждая карана состоит из трех элементов: исходной позиции (стханака), самого движения (кари) и жестов рук (нритта хаста). В каране различают 6 исходных позиций, 32 вида дви­жения и 27 жестов рук. Все 108 карана имеют свое название: «хобот слона» (кари хаста), «полет Гаруды» (Гарудаплута), «грация павлина» (маюралита), «прыжок оленя» (харина плута) и т. д. Три караны образую мандалу или ангахару, т. е. комбинации движений. Мандала представляет собой движение без участия рук, поскольку те держат какое-либо оружие (лук, меч, щит). Существует 20 мандала, подразделяемых на движения по земле (бху манда­ла) и полеты в воздухе (акаша мандала). Обычно насчитывают 32 комбинации движений с участием рук (ангахара) с теми же подразделениями, что и в мандале.
Все указанные технические движения объединя­ются понятием нритта, под которой подразумева­ется голая техника танца или пантомимы без выра­жения каких-либо эмоций. Нритта может быть гра­циозно-акцентированной (уддхата) и грациозно-лирической (сукумара). Впоследствии первый вид танца получил название тандава (темповой агрес­сивный танец), а второй — ласья (грациозно-лири­ческий).
Соединение чистой техники с эмоциональным настроем танцовщика, что передается с помощью акцентированной мимики, где особую роль играет выражение глаз, порождает собственно танец (нри-тья), в котором техника (нритта) сопровождается актерской игрой (абхиная), соответствующим на­строением (раса) и чувством (бхава), а также музы­кальным сопровождением (сангита).
В Индии существует примерно 11 классических танцев, из которых наиболее популярны пять, на описании которых мы и остановимся.
Бхаратнатьям считается основным классическим танцем, канонические основы которого заложены еще в «Натьяшастре». Полагают, что сам танец вос­ходит к доисторическим временам (называют 4000 до н. э., о чем свидетельствует бронзовая статуэтка танцовщицы, найденная при раскопках Мохенджо-даро). Обычно этот танец исполняли гетеры (деви-даси) в индуистских храмах (стили Даси Аттам и Садир). Современная форма танца была разрабо­тана в начале 19 в. танджорским танцевальным квартетом (Понна Пилаи и братья) и после некоторого периода забвения вновь возрождена двум танцовщицами Рукмини Деви и Бала Сарасвати
Бхаратнатьям состоит из нескольких частей: ала-риппу (вступление к танцу, когда танцовщица про­сит вдохновения у бога), джати сварам (быстрый и виртуозный танец при вокальном и музыкальном сопровождении), шабадам (изложение литературно­го текста средствами танца и пантомимы), варнам (выражением различных эмоций средствами танца и пантомимы), падам (медленный лирический та­нец, иногда романтический, иногда фривольный), титана (виртуозный финальный танец, перемежа­ющийся скульптурными позами, — апофеоз всего танца).
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2154 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz