Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 12:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Танцы в Индии - 2
[ ] 20.06.2011, 22:15
Катхак был создан в храмах Северной Индии сказителями, которые соединили пересказ эпичес­ких произведений с мимикой и жестами. В 15-16 в. н. э. катхак принял характер танцевальной пантомимы (а потом и чистого танца) на сюжет любви бога Кришна и пастушки Радхи. С прихо­дом мусульман в Индию катхак из храмов перемес­тился во дворцы. При этом образовались три шко­лы (в Джайпуре, Лакхнау и Бенаресе), Джайпурс-кий стиль развивал чисто танцевальную сторону танца, тогда как Лакхнауский стиль делал упор на пантомимы эротического содержания. Бенаресскии стиль тяготел к чистому танцу с элементами эроти­ческой пантомимы. При дворцах танцовщицы, по­мимо танца, использовались и для удовлетворения чувственных желаний правителя и его свиты.
Катхак построен более чем на ста ритмах, пере­даваемых различными комбинациями звуков (рит­мы таткар, палтас, тхора, амад, паран и т. д.).
Уятхакали возник в ш. Керала более 300 лет на­зад. Он отличается наиболее разработанной техни­кой танца, требующей высочайшего умения владеть своим телом и такой же способностью выражать эмоциональную сторону танца. Сюжеты для либ­ретто танца черпаются из эпических произведений и пишутся на санскритизированном языке малая-лам. Сам текст произносится в виде речитатива из-за кулис и передается танцором с помощью весьма сложной системы жестов и танцевальных па (кара­на). Персонажами Катхакали выступают различные божественные герои, боги, демоны и животные, одетые в многоцветные костюмы, обильно увешан­ные украшениями. На лицо актеры наносят крайне сложный традиционный грим, предназначенный для конкретного персонажа, включая основную раскраску лица, при которой зеленый цвет харак­теризует благородных персонажей, зеленый в соче­тании с красным — высокорожденных антигероев (например, Равана). Значение имеет и цвет бороды: красную носят отъявленные злодеи, белую — на­божный предводитель обезьян Хануман, черную — аборигены-охотники. Знатные дамы, принцессы и богини имеют желто-красно-пастельный цвет лица (Сита, Дамаянти).
Катхакали возник при дворе керальских коро­лей. Большинство либретто к катхакали написано в прошлом веке. Однако есть и инновации (напри­мер, либретто на сюжет «Фауста» Гёте). Для разви­тия этого танца в наше время большой вклад внес один из самых крупных малаяламских поэтов Вал-латхол.
Одисси. как и Бхаратнатьям, уходит корнями в глубокое прошлое. Считают, что он возник во 2 в. до н. э. и построен на канонах «Натьяшастры». В начале 17 в. н. э. с появлением в храмах юношей, исполнявших в храмах женские роли, одисси напол­нился новыми красками. Здесь различают два танцевальных стиля: стиль основных поз (бханги) и стиль канонического танца. Одисси также имеет свои обязательные части (Бхумипранам, Боту, Паллави). В последнее время, благодаря усилиям ряда лиц, одисси стал весьма популярным в Индии.
Манипури возник в ш. Манипур под воздействи­ем вишнуизма, процветавшего там в 15-18 вв. н. э. Это — преимущественно ритуальный танец, осно­ванный на богатом мифологическом материале. Ос­новными сюжетами являются сюжет о сотворении мира (на основе «Махабхараты»), и сюжет о Криш­не (раслила). Исполнители танца одеты в своеоб­разные и весьма красочные костюмы.
Искусство классического танца, достигшее в со­временной Индии совершенства, принадлежит к чи­сто национальному явлению. Обучение танцовщи­ка или танцовщицы длится от 10 до 13 лет при каж­додневном изнурительном труде. До сих пор нико­му из неиндийцев не удалось овладеть индийским классическим танцем (у нас овладеть этим мастер­ством безуспешно пробовали и эстрадные танцов­щики, и даже солистки Большого театра). Кое-кому удавалось имитировать классический танец, но дальше этого дело не пошло.
На базе классического танца возник современный танец-модерн, создание которого связывают со зна­комством известного индийского танцовщика Удая Шанкара с русской балериной Анной Павловой, которая триумфально гастролировала по Индии в 1921 г. Судьба свела ее в 1924 г. в Лондоне с Удай Шанкаром, с которым она поставила балетный ди­вертисмент, включавший «Танец Радхи и Кришны», «Индусскую свадьбу» и «Фрески Аджанты». Вернув­шись в Индию, Удай Шанкар создал свою балетную труппу. Новую хореографию в танец катхак внесла и Лейла Сокхей, которая также находилась под вли­янием мастерства Анны Павловой. Заметное место в реформировании индийского классического танца принадлежит и Рукмини Деви.
. Индийские хореографы новой волны помимо классических сюжетов используют сюжеты на со­временные темы. Особое место среди них занимает ученик Удай Шанкара Шанти Бардхан, поставив­ший такие балеты, как «Открытие Индии» (1945 г.), «Рамаяна» (1952 г.), «Панчатантра» (1954г.), став­шие в Индии новой классикой. Балет «Рамаяна» завоевал в 1961 г. золотую медаль на Международ­ном фестивале театра в Париже. В 1952 г. Шанти Бардхан создал знаменитую индийскую балетную труппу (Little Ballet Troupe), которая совершила много гастролей по мировым столицам, демонст­рируя неповторимое искусство индийского танца. Наряду с «Маленькой балетной труппой» спектак­ли на современную тему ставили и другие танце­вальные коллективы.
Особое место в танцевальном искусстве Индии занимают народные танцы, Каждый индийский штат имеет множество таких танцев. Фестиваль народных танцев проходит в Дели в дни праздно­вания Дня Республики. Народные танцы стали предметом изучения в ряде учебных заведений. Там создаются любительские коллективы, исполняю­щие народные танцы и различные танцевальные пантомимы на «злобу дня». Много внимания раз­витию этого жанра уделяет Академия музыкальной драмы (Сангит натак академи), которая фиксирует средствами кино и телевидения выступления народ­ных ансамблей, поддерживает материально неко­торые из них.
Образованная индийская публика в целом хоро­шо относится к европейскому классическому бале­ту, но считает его несколько скучным, поскольку не ощущает смысловой нагрузки во многих танце­вальных движениях. Нет в Индии и интереса создать балетную школу европейского образца.
Существует в Индии и современный бальный европейский танец, ставший достоянием эстрады и танцевальных вечеров в учебных заведениях. Мо­лодежь танцует и современные танцы типа шейка и твиста и делает это с большой охотой.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1969 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz