Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 12:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Театр в Индии - 1
[ ] 19.06.2011, 13:47
ТЕАТР
Индийский театр представляет собой уникаль­ное явление. Во-первых, он относится к старейшим театрам мира, теория и практика которого были разработаны где-то во 2 в. до н. э. (Натьяшастра, авторство которой приписывают мудрецу Бхарате). Во-вторых, он не только изначально самобытен, но и пронес эту самобытность через толщу веков. В-третьих, мастерство классического индийского театра настолько филигранно, что им практически невозможно овладеть представителям иных стран и народов.
В общих чертах индийский театр в историчес­ком и фактическом плане можно подразделить на классическую санскритскую драму, на народный те­атр и на театр европейского образца.
Классическая санскритская драма уходит корня­ми в глубокую древность. Есть мнение, что она в ­какой-то степени связана с классическим греческим искусством, которое проникло в Индию в резуль­тате похода Александра Македонского (задник на театральной сцене периода становления классичес­кой санскритской поэзии назывался «яваника», т. е. «греческий»). Но прямых подтверждений этому нет. Как бы то ни было, но во 2 в. до н. э. появляется уже упомянутый фундаментальный труд мудреца Бхараты «Трактат о театральном искусстве» («На­тьяшастра»), который был поведан Бхарате самим богом-созидателем Брахмой. Современные иссле­дователи считают, однако, Натьяшастру коллектив­ным трудом, созданным, вероятно, в первые века нашей эры. С эти можно согласиться, поскольку На­тьяшастра с разной степенью подробности рассмат­ривает такие вопросы, как художественно-вырази­тельные средства ритуальных и сценических дей­ствий, включая движения и песнопения, музыкаль­ное сопровождение танцев и песен, описание музы­кальных инструментов, принципы создания драма­тических произведений, теория стихосложения, ис­торию сценического искусства (!) и др. Трактат со­стоит из 35-36 глав.Сам материал написан преиму­щественно в стихотворной форме двустиший (шлок). Общетеоретическую основу Натьяшастры составляет концепция расы, или концепция опре­деленного эстетического переживания или настро­ения, возникающего от восприятии художественно­го произведения. Каждому постоянному чувству, количество которых, по мнению автора Натьяшас-тры, равняется восьми, соответствует своя раса. Концепция расы была окончательно сформулиро­вана Абхинавгуптой (конец 10 — начало 11 в. н. э.), согласно которой раса возникает при отождеств­лении эстетического субъекта (читателя или зрите­ля) с эстетическим объектом (героями произведе­ния). При этом эстетический объект воспринима­ется отвлеченно вне связи с конкретными лицами и событиями, и любая раса призвана доставлять на­слаждение. Абхинавгупта соединил расу (план со­держания) с дхвани (план выражения), что стало основой средневековой и более поздней поэтики.
Классическая драма, или натака, имела десять канонических разновидностей: 1) собственно ната­ка с сюжетом из популярных сказаний; 2) пракара-на с сюжетом, придуманным или переработанным автором; 3) самвакара с сюжетом из сказаний о бо­гах и демонах; 4) ихамрита с заимствованным или частично сочиненным автором сюжетом о герое, ко­торый стремится соединиться с возлюбленной; 5) дима с заимствованным сюжетом о разных ми­фологических существах; 6) вьяйога — одноактная драма с заимствованным сюжетом комического или эротического содержания; 7) анка — одноактная драма с авторским сюжетом патетического или ре-зонерско-нравоучительного характера; 8) прахаса­на — одноактная пьеса-фарс с сюжетом из повсед­невной жизни; 9)бхана — одноактная пьеса с автор­ским сюжетом героического или эротического со­держания, разыгрываемая одним актером; 10)вит-хи—одноактная пьеса, отличающаяся от бхана ко­личеством исполнителей (два-три).
Классическая драма имеет канонический набор персонажей: а) мужские: герой (наяка), шут (виду-шака), соратник (питхамарда), прихлебатель (вита), шурин (шакара), раб (чета) — спутники героя; вест­ник (дута), министр (мантри или аматья), полково­дец (сенапати), судья (прадвивака), наследник пре­стола (кумара), придворный жрец (пурохита) — внешнее окружение героя; б) женские: героиня (на-яика), главная царица (махадеви), царица (деви), фаворитка (свамини), служанки царя (чарика), телох-ранительница-гречанка (явани), царевна (кумари), гетера (панччали); в) бесполые: ученый-брахман (сна-така), дворецкий (канчуки), евнух (варшадхара).
Классическая драма отличается многоязычием. Персонажи высокого происхождения (цари, брах­маны, полководцы и т. п.), как правило, говорят на санскрите. Женщины говорят на пракрите (главным образом на пракрите шаурасени). Этот же пракрит — язык мужских персонажей среднего сословия. Низшие сословия говорят на пракрите магадхи. Низшие касты и представители племен говорят на своих наречиях.
Классическая драма имеет каноническое постро­ение. Действие начинается с нескольких прелюдий (пурваранга), число которых иногда достигает двад­цати), состоящих из танцевальных и музыкальных номеров, часть из которых исполняется за сценой. Затем на сцену в сопровождении двух помощников выходит сутрадхара (обычно режиссер спектакля, его главный герой и руководитель труппы), одетый в ослепительно белые одежды. Он совершает обряд богослужения главному божеству театра, дабы тот даровал успех и режиссеру, и актерам. После этого сутрадхара приглашает на сцену главную героиню и открывает пьесу прологом, во время которого он рассказывает о времени и месте действия пьесы и представляет ее автора.
Актеры разыгрывают пьесу, используя четыре при­ема сценической игры (абхиная): пластику и мимику (антика), актерскую речь (вачика), грим и костюмы (ахарья) и мастерство перевоплощения (саттвика).
Эстетика драмы строится на девяти чувствах (бхава) и девяти соответствующих им расах.
Подобно античным пьесам действие классичес­кой драмы подразделялось на: начало (арамбха), усилие (праятна), надежда на успех (праптисамбха-ва), уверенность в успехе (ньятапти) и обретение результата (пхалайога). Сюжет пьесы (васту) про­ходит через завязку (бинду), достигает кульминации (патака) и заканчивается развязкой (карья).
Первым индийским драматургом считают Ашвагхошу (2 в. н. э.), но наибольшего расцвета клас­сическая драма достигает при уже упомянутом нами Калидасе (4 в. н. э.). Кроме Калидасы, выделяют имена еще пяти известных драматургов: Шудраку, Харшу, Вишакхадатту, Бхаса и Бхавабхути.
Классическая драма достигла периода наивыс­шего подъема в 4-5 вв. н. э. (в период правления династии Гуптов). К 8 в. она пришла в упадок. В средние века классическая драма стала скорее пье­сой для чтения, чем предметом сценического воп­лощения. Исключение составлял старейший тради­ционный театр Кералы кудияттам, который про­должал существовать (правда, на весьма ограничен­ном пространстве) и дожил до наших дней, сохра­нив при этом свою школу обучения актеров.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 2244 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz