Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Среда, 17.01.2018, 05:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Театр в Индии - 2
[ ] 19.06.2011, 13:47
Народный театр составляет еще одну специфи­ку индийского театрального искусства. Вероятнее всего он возник как некий синтез классической дра­мы, патронируемой правителями, и народных мис­терий, поддерживаемых простым людом. В резуль­тате распада больших государств и появления в Индии новой религии народный театр стал регио­нальным явлением, приобретя специфические мес­тные черты. К середине 19 в. в различных районах Индии сформировались следующие региональные народные театры и представления: «джатра» — в Бенгалии, «тамаша» — в Махараштре, «бхаваи» — в Гуджарате, «наутанки», «Рамлила» и «раслила» — в Уттар Прадеше, «кхаял» — в Раджастхане, «нак-кала» — в Панджабе, «якшагана» — в Карнатаке. Рамки работы не позволяют дать характеристику всем этим театральным жанрам, поэтому остановим­ся на наиболее известных и распространенных.
 
Бхавсш представляет собой главным образом комедийный народный театр Гуджарата, роли в котором исполняют профессиональные актеры из касты «тригала». Основатель этой касты А.Тхакур (15 в. н. э.) написал 360 пьес для театра бхавани, некоторые из них идут и по сей день. В праздник Наваратри проходит фестиваль этих пьес. Труппа этого театра обычно состоит из 5-6 актеров-муж­чин, разыгрывающих комедию масок. Кроме это­го, они исполняют народные песни и танцы (гарбха, раса и доха). Поэтому в труппе есть несколько профессиональных музыкантов. В театре бхавани родились первые признаки синтеза индуистской и мусульманской культур, поскольку тексты пьесы пишутся на двух языках — гуджарати и урду (хин­ди). При этом тексты не являются полностью иден­тичными, так как каждый автор или интерпрета­тор классического сюжета привносят в тексты не­что свое, связанное или с индуистской, или с му­сульманской культурой. Наиболее известной пье­сой этого театра является «Король лжецов» («Джут-ха миян»), которую играют не одно столетие.
 
Джатра является бенгальской народно-музы­кальной драмой, вобравшей в себя пение и инстру­ментальную музыку, поэзию и хореографию. Боль­шой вклад в развитие этого жанра внес Р.Тагор, написавший несколько пьес-джатр, ставших клас­сическими. Джатра разыгрывается под общим со зрителем тентом, что соединяет зрителя и исполни­теля.
 
Наутанки представляет собой жанр светского театра, который развился в 18 в. из народного те­атра, называемого бхагат, и стал образцом синтеза индусско-мусульманской народных культур. Поми­мо Уттар Прадеша распространен в Панджабе и Раджастхане. В зависимости от места написания или исполнения пьесы варьируется и ее язык, при этом текст, как правило, подвергается «местной» обра­ботке. Своим названием жанр обязан пьесе «Царев­на Наутанки». Свои сюжеты этот театр черпает из индусских или мусульманских легенд. Особенно популярны пьесы на исторические темы: «Типу сул­тан» (о борьбе отважного султана Типу против ан­гличан), «Притхвирадж Чаухан» (о многолетней войне индусского правителя с мусульманским за­воевателем), эротические сюжеты: «Наль и Дама-янти» (эпизодический сюжет «Махабхараты»), а также чисто развлекательные произведения. Основ­ные музыкально-стихотворные и сценические фор­мы наутанки совпадают со ставшей классической пьесой «Двор Индры» («Индар Сабха»), первой дра­мой на языке урду, написанной придворным поэтом Аманатом в 1851 г. и поставленной впервые в Лак-нау в 1853 г. Основу сюжета составляет история любви царевича Гульфама и пери по имени Сабз. Сама пьеса построена по схеме романтического дастана (эпического жанра в литературе и фольк­лоре урду), т. е. «встреча-разлука-испытание-обре­тение». Песни и стихотворения в стиле газели ис­полнялись на музыку классических мелодий (par), хореография строилась на основе танцевального стиля катхак. «Индар Сабха» имела много перело­жений и версий.
 
Наккала (накал) представляет собой фарс-имп­ровизацию в жанре сатирического гротеска, испол­няемого бродячими комедиантами бхандами. Бханды — выходцы из Кашмира. Это — странству­ющие актеры и музыканты. Они разыгрывают как традиционные, так и импровизационные сюжеты. В труппе все роли играют только мужчины (обыч­но 4-6 человек). Постоянное амплуа только у од­ного актера — шута (маскара). Основные музы­кальные инструменты: флейта-шахнаи и барабан-дхол. Музыка является индусско-мусульманским синтезом (так называемый «кашмирский макам»). Некоторые бханды поселялись при дворцах, раз­влекая его обитателей своими импровизациями «на злобу дня».
 
Наккала состоит из 10-15 небольших веселых сценок по 20-30 минут каждая, сюжетами которых становятся текущие события или расхожий анекдот. В скетчах обязательно задействованы бранящиеся соседки, хитроумная дочь, которая водит за нос строгого отца, самоуверенный деревенский ловелас, попадающий в трагикомические ситуации, старый развратник, деньгами и подарками заманивающий молоденьких девушек, и многие другие хорошо уз­наваемые персонажи.
 
Раслила, или «Игры пастухов» являет собой танцевально-певческое представление, рассказы­вающее об отдельных эпизодах игр юного Криш­ны с пастухами и пастушками. Возникло в Матхуре и Вриндаване, где прошло детство Кришны, и стало, вероятно, одним из самых древних народ­ных представлений в Уттар Прадеше. Раслила со­стоит из двух частей: песен и танцев Кришны и его возлюбленной пастушки Радхи, песен и танцев пастушек с выражением любви к Кришне (то, что называется рас) и игровым действием, получившем название лила, исполняемым хором и солистом (свами) вместе с другими персонажами. Сцена обычно делится на два пространства: трон (син-хасан) Кришны и Радхи и пространство для игро­вого действия (рас астхан). Танцевальную часть Раслилы составляет круговой танец пастушек и Кришны.



разводка труб на кухне
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1224 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Сайт управляется системой uCoz