Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 29.11.2022, 11:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Индия (ч.1)


Театр в Индии - 3
[ ] 19.06.2011, 13:48
Театр европейского образца в Индии имеет свою специфику, отличающую его от европейских теат­ров в нашем понимании этого слова. В Индии нет ни оперных, ни балетных, ни стационарных драма­тических театров, подобных, скажем, московским драматическим театрам с их постоянной труппой, сравнительно обширным репертуаром (обычно не менее 20 пьес в сезон) и многолетним существова­нием (Малый театр, например, был сформирован в середине 18 в.).
Индийский театр европейского образца разно­роден, крайне неустойчив в плане актерской труп­пы и репертуара. Образование такого театра, ко­торый индийцы предпочитают называть современ­ным, или параллельным, относят обычно к 1795 г., когда наш соотечественник Герасим Лебедев с по­мощью бенгальского любителя европейского теат­ра Голокнатха Даса поставил в Калькутте в пере­воде на бенгальский язык две английские пьесы: «Под чужою личиною» («Disguise») и «Любовь — лучший доктор» («Love is the best doctor»), которые выдержали несколько представлений. По мнению индийцев, реальной датой основания в Индии те­атра европейского образца нужно считать 1831 г., когда Прасанна Кумар Тхакур открыл в Калькутте «Театр индусов» («Хинду рангманч»), поставив ан­глийский перевод санскритской драмы «Уттар Рам-чаритам» драматурга Бхавбхути, жившего в конце 7-начале 8 в. н. э. Бенгальский театр продолжал свою деятельность в разных направлениях: соци­альная драма (здесь нужно отметить драму Динбандху Митры «Зеркало индиго» — «Нил дарпан» о бесправном труде на плантациях индиго, премьера которой вызвала огромный общественный резо­нанс), историческая драма (где особенно преуспел Д. Л. Рой) и музыкально-поэтическая драма Р. Та­гора (речь о которой пойдет ниже).
Параллельно бенгальскому театру в Бомбее начал набирать силу маратхо-парсийский театр. Первый европейский театр открылся в Бомбее еще в 1750 г. В нем ставились только английские пьесы и только для англичан (вход индийцам был запрещен). Театр про­существовал несколько сезонов и распался. На месте старого театра в 1845 г. было построено новое теат­ральное помещение, где начал работать «Новый Бом­бейский театр». В 1852 г. была основана первая «Те­атральная компания парсов». Хотя спектакли этих и некоторых других театральных трупп шли главным образом на английском языке, чтобы привлечь анг­логоворящую публику, их содержание основывалось на материале индийской классической литературы. Наряду с этим при первых общеобразовательных уч­реждениях, которые начали открываться в Индии в начале 19 в., стали работать любительские студенчес­кие драмкружки, игравшие на английском языке пье­сы английских авторов.
Особую роль в становлении современного теат­ра сыграла община парсов, которая доминировала в театральном деле почти весь 19 в. Театр парсов стремился стать массовым театром, поэтому ставил пьесы, отвечавшие интересам широкой индийской публики. Основное действие пьесы многократно прерывалось вставными песенно-танцевальными эпизодами. Сама же пьеса подбиралась под ведуще­го актера труппы и шла до тех пор, пока приносила кассовый сбор. Наряду с прозаическими пьесами (натака) ставились и музыкальные драмы (par натака). Литературный материал первых пьес оставлял же­лать лучшего. Они порой изобиловали натуралис­тическими сценами, когда на сцене резали, отруба­ли головы и вешали. К тому же персонажи пьес час­то кончали жизнь самоубийством. Подобные кро­вавые мелодрамы напоминали современные филь­мы ужасов и преследовали те же цели — изрядно пощекотать зрительские нервы. Однако с приходом в драматургию авторов, для которых урду был род­ным языком (спектакли театра парсов шли главным образом на гуджаратском языке), произошло замет­ное улучшение литературного содержания пьес. Можно сказать, что театр урду прошел путь от буф­фонады и фарса к сатире, а от нее — и к подлинно реалистичной социальной драме.
Особое место в театральной жизни Индии зани­мает музыкально-поэтическая драма Р.Тагора, ко­торый попытался соединить традиционную индий­скую драму с ее каноническим музыкальным сопро­вождением с элементами западной музыки, введя в своею первую пьесу «Гений Вальмики» («Вальми-ки пратибха»), премьера которой состоялась в 1881 г., мелодию марша, ставшего лейтмотивом действия. В пьесе Тагора впервые в истории индий­ского театра женскую роль исполнила девушка из высокой касты (племянница Тагора). В подобном ключе Р. Тагор написал еще несколько драм, неко­торые из них и по сей день входят в репертуар ин­дийских театров, особенно бенгальских.
Здесь нужно сказать несколько слов об «индий­ской шекспириане», т. е. о воздействии драматур­гии Шекспира на современный индийский театр. Шекспир, несомненно, оказал большое влияние как на сам театр, так и на драматургический процесс 19 в. В Индии его пьесы представлены в четырех ипостасях: в подлиннике, в максимально прибли­женных к тексту оригинала переводах, в индиани-зированных переложениях его пьес и в пьесах, на­писанных по мотивам шекспировских пьес.
Наряду с указанными выше театрами театраль­ное дело развивается и в других частях Индии: в Карнатаке и Ориссе, в Панджабе и Гуджарате, в Тамилнаду и Керале.
Развитие театрального искусства способствова­ло образованию в 1941 г. «Индийской ассоциации народных театров», откуда вышло много ведущих деятелей театра. Именно их усилиями в Индии было открыто несколько профессиональных объедине­ний: «Малая театральная труппа», созданная Утпалом Даттом и ставшая рупором его радикальных идей, и «Лицедеи» («Бахурупи»), основанная Шам-бху Митрой и ставившая романтические пьесы Р. Тагора и реалистические пьесы Ибсена, — в Бен­галии, «Театральная труппа» («Нат мандал») в Гуд­жарата, «Клуб народного искусства», «Междуна­родный комитет искусств» — в Керале и др.
После достижения независимости индийский театр выходит на новые просторы. В 1953 г. созда­ется «Академия музыкальной драмы» («Сингит на-так акадами»), призванная оказывать помощь раз­витию сценического искусства Индии, анализиро­вать и пропагандировать его достижения. Большой вес приобрела в Индии и Национальная драмати­ческая школа, открывшаяся в 1957 г. и представля­ющая собой комбинацию учебного заведения по подготовке актеров и режиссеров (с трехгодичным сроком обучения) и репертуарного театра, в кото­ром наряду с известными мастерами сцены работа­ют и студенты школы.
По мнению специалистов, современная индий­ская драматургия сконцентрировалась на освеще­нии следующих вопросов: основные проблемы че­ловеческого бытия в Индии, падение морали и нра­вов в обществе и взаимоотношения отдельных лю­дей в современном обществе. Кое-где происходит слияние народного и современного театра. Пьесы на региональных языках ломают языковые барье­ры и становятся общеиндийским событием. К та­ким произведением относится драма на языке маратхи Виджая Тендулкара «Полицейский Гхаши-рам» («Гхаширам котвал), где мастерски использу­ются традиции фольклора в соединении с современ­ным содержанием.
Появляются талантливые драматурги, пишущие на английском языке. Так, международное призна­ние получила пьеса Манджулы Падманабхан «Горький хлеб» («Bitter Harvest))).
Несмотря на многие трудности современный индийский театр, несомненно, имеет будущее.
Категория: Карманная энциклопедия: Индия (ч.1) | Добавил: magnitt
Просмотров: 3004 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2022
Сайт управляется системой uCoz