Работа по бронзе принадлежит
к древнейшему художественному ремеслу Индии, первые образцы которого относятся
к третьему тысячелетию до н. э. (фигурка быка и танцующей девушки из раскопок
Моханджадаро).
Дальнейшие изделия из бронзы связаны с правящими династиями Северной и
Южной Индии. На севере обычно различают бронзу следующих стилей: Гуптов, Палов
и Сенов. Кроме этого, старую бронзу различают по месту нахождения изделий:
Наланда, Акота (деревня близ г. Барода) или по месту их изготовления: Гуджарат,
Раджастхан, к которым тематически присоединяются Тибет и Непал. Бронза
представлена самыми различными образцами: от фигурки танцовщицы из
Мохенджодаро размером 10 см,
до фигуры Будды из Султанганджа высотой в 225 см.
Южноиндийская бронза также связана главным образом с правящими династиями
и ее подразделяют на следующие периоды-стили: андхрский, чалукский,
паллавский, ранний и поздний чолский, хойшалский, ядавский, виджаянагарский и
послевиджаянагарский.
Здесь также встречаются разные по размеру изделия: от миниатюрной
скульптуры Хаягрива размером 8,5
см в высоту (чолский период) до массивного изображения
Шивы-Натараджа высотой 114,5
см (чолский период). Тематически бронза связана с
изображением богов, будд и бодхисаттв. Среди богов индуистского пантеона
преобладают изображения Шивы, Вишну, Кришны и Ганеша, а также их супруг.
Кроме бронзы, в качестве материала использовали медь и брасс. Иногда
скульптуры покрывали позолотой. В настоящее время в массовом порядке изготавливаются
копии (главным образом из брасса) древних и среднеиндийских скульптур (в основном
методом «вытесненного воска»).
Наряду с изображениями богов в Индии в течение многих веков производятся
изделия ритуального и бытового назначения (колокольчики, кувшины, блюда,
тарелки и т. п.), часть из которых изготавливается в декоративных целях с
добавлением эмалей или украшенные чеканкой.
Работа по другим металлам началась позже. Здесь надо упомянуть золотую и
серебряную посуду, которая делалась для правителей и их приближенных.
Изготавливалась серебряная посуда с позолотой, а также посуда из меди с
серебром.
Все бытовые изделия отличались и отличаются сейчас богатым и разнообразным
по технике исполнения орнаментом, секреты изготовления которого передавались из
поколения в поколение, уходя порой в глубь веков.
Много изделий изготавливается в стиле «свами», связанным с нанесением на
основной металл аппликаций из другого метала (желтая медь по красной, красная
или желтая медь с серебром).
Гравировкой по металлу известен г. Мурадабад (ш. Уттар Праадеш). Обычно
используется металл из трех сплавов меди, цинка и олова.
Покрытием эмалью (минакари) особенно славится Раджастхан, один из самых
древних в Индии центров по работе с металлами. Особенных успехов раджастханцы
добились в средние века в изготовлении холодного оружия, обильно
декорированного драгоценными металлами и камнями, а также эмалью.
|