Издавна занимались в Индии и поделочными работами по дереву. Остатки
деревянной скульптуры можно увидеть во многих музеях Индии, на их изготовление
шли различные благородные сорта дерева: сандалового (чандан), эбенового
(тенду), розового (шишам), красного (тун, катхал), орехового (акхрот), которые
продолжают и по сей день служить мастерам-резчикам исходным материалом.
По всей Индии известны изделия из кашмирского ореха, к которым относятся
мебель (декоративные столы, стулья, кроватные подголовники, шкафы и
серванты), различные резные и гладкие шкатулки и ларцы, подставки для ламп и
торшеров, коробочки для сигарет, рамочки для картин, стилизованные изображения
людей.
На юге предпочитают работать с розовым, черным (эбеновым) и сандаловым
деревом. Из них режутся главным образом фигурки богов и богинь, различные
фигурки животных (обычно слонов), различные шкатулки, стилизованные и натуралистические
изображения людей (рыбак, охотник, девушка-водонос и т. п.), различные по
форме и размеру декоративные доски, инкрустированные слоновой костью или
другими породами дерева.
Тематика этих досок весьма разнообразна: от изображений индуистских
богов, Будды и бодхисаттв, Иисуса Христа (нововведение последних лет), эпизодов
из древней мифологии и эпоса до жанровых сценок, изображающих обычно картинки
деревенской жизни, картины природы, животных (последнее время появляется все
больше и больше изображений лошадей) и т. п.
Интересно отметить, что в
работе над фигурами богов и богинь мастера придерживаются канонических
решений. Скажем, купленные в разных местах и сделанные из различных пород
дерева фигурки бога Кришны, разнящиеся своими размерами, совершенно идентичны
во всех деталях резьбы, как будто сделаны одним мастером или мастерами одной
школы. Кстати, то же самое касается и аналогичных изделий из бронзы.
Из красного и розового дерева
изготавливается много декоративных предметов мебели: столики и маленькие
табуреточки (делаются столики со свинчивающимися ножками, которые могут быть
использованы как декоративные настенные доски).
В Керале делают настенные
изображения Хану-мана из разных ценных пород дерева, обивая их медными
короткими гвоздями с широкими шляпками, образующими определенный узор.
Подобная техника используется и в стилизованном изображении керальских
гоночных лодок.
В некоторых штатах в стиле
«неопримитивизма» изготавливаются стилизованные фигурки людей и животных,
которые потом раскрашиваются многими яркими красками.
В ш. Андхра Прадеш близ города
Хайдарабада в местечке Нирмал примерно с 16 в. начали делать деревянные
декоративные панно с лаковой основой, отличающейся большой прочностью. Основа
бывает нескольких цветов (черная, золотая, красная, голубая).
|