БХАКТИ (букв, «преданность») — название доктрины освобождения через
поклонение и преданность богу. Наиболее полное развитие получила в
«Бхагавадгите» и веданте. Противопоставляется ведийской доктрине освобождения через деяние (карма-марга) или через
знание (джняна-марга). Б. предполагает взаимную преданность поклоняющегося и избранного им
бога и полагает, что можно изменить неумолимый процесс причины и следствия,
свойственный карме, через божественное благоволение (прасада). Освобождение (мокша) может быть достигнуто соединением
души с божественным началом. В Индии с движением Б. связываются идеи
социального равенства.
БХАРАТ РАТНА (букв. «Бриллиант Индии») — название высшего ордена.
Присуждается за выдающиеся заслуги в различных областях. Им не может быть
награждено более трех человек в год. Обычно награждаются президенты и
премьер-министры, выдающиеся политики и деятели национально-освободительного
движения, литературы и искусства.
БХАРАТА — соб. «Бхарата», в мифологии и эпической литературе: 1) родоначальник племени
бхаратов, давших имя стране: Бхаратварша; 2) древний царь, отказавшийся от
трона ради сохранения жизни благочестивого отшельника; 3) царь Лунной
династии, сын Душьянты и Шакунталы, прославившийся как «властелин мира»
(чакраварти); 4) сводный брат Рамы, героя «Рамаяны», который остался верен
брату и добровольно вернул ему царство после его возвращения.
ВАЙШЕШИКА (букв, «особенность») — название школы древнеиндийской
философии, которая признавала авторитет Вед, но опиралась на независимую
доктрину. Основные положения изложены в трактате «Вайшешика сутра», написанном
основателем школы Канадой. Центральная часть учения — атомистическая теория,
согласно которой бог создал мир из вечных атомов. Возникновение и распад
сложных предметов связаны с соединением и разъединением атомов, что происходит
по воле Бога, который действует по законам кармы.
ВАЙШЬЯ — название членов третьей из четырех варн, упомянутых в «Ригведе».
В. занимались разведением скота, обработкой земли, разными видами торговли, в
также ведением различных форм учета. К религиозным обязанностям В. относилось
размещение даров среди брахманов, принесение жертвы и изучение Веды. С ростом
народонаселения расширились социально-экономические обязанности В.
ВАРНА (букв, «цвет», «вид», «внешний облик») — наименование различных
социальных групп (сословий), берущее начало в древнеиндийском обществе.
Первоначально общество делилось по цвету кожи на светлокожих (арья варна) и
темнокожих (дасью варна). Потом возникло сословно-профессиональное деление, и
появление В. связывалось с богом Пурушей, из рта которого родились брахманы,
из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, из ног — шудры. За каждой В. закреплялся
присущий только ей род деятельности. Четвертой, последней В., т. е. шудрам,
предписывалось служить со смирением первым трем, которые считались дважды рожденными
(естественное рождение и рождение в виде посвящения в касту).
|