ДЕВИ (букв, «богиня») — общий термин для обозначения богинь. Д. или жены
богов, или персонифицированные объекты поклонения женского рода. В
послеведийский период под Д. стали понимать Верховную богиню, которую
идентифицировали с космической энергией (шакти), динамическим аспектом бога Шивы. Ей поклоняются так же, как трем
богам триады.
ДЕЛИ 1. — название Национальной столичной территории. Площадь 1,5 тыс.
кв. км, столица г. Дели. Население — около 9,4 млн. человек (1997). Основные
языки: хинди, панджаби, урду. Грамотность составляет 76%. Управляется
Законодательным собранием и небольшим кабинетом министров, состоящим из семи
человек. Помимо Старого и Нового Дели, а также военного городка, в Д. входят
214 деревень.
ДЕЛИ 2. — соб. «Дели», столица Индийского Союза
с 1911 г.
Население 8,3 млн. (1997). Плотность населения 4194 человека на кв. км. Здесь
находится резиденция президента, центральный парламент и союзные министерства.
Д. — исторический и культурный центр, а также один из крупнейших экономических
центров Северной Индии. Впервые упоминается в 1 в. н. э. Состоит из трех частей:
Старого Дели, Нового Дели и военного городка, имеющих свои органы самоуправления.
ДЖАНА-ГАНА-МАНА — название государственного гимна Индии и его первые
слова. Автор слов и музыки Рабиндранатх Тагор. Впервые был исполнен в 1911 г. В 1950 г. утвержден как гимн
независимой Индии. Существуют певческая и оркестровая версии гимна, а также
вариант гимна для военных оркестров. Полное время звучания — 52 сек. Сокращенный
вариант звучит 20 сек.
ДЖИНА (букв, «победитель») — эпитет джайнист-ских тиртханкаров и Будды
Шакьямуни, означающий их освобождение от любой психофизической зависимости.
ДУРГА (букв, «труднодоступная») — соб. «Дурга», супруга бога Шивы в одной из ее грозных ипостасей. Рассматривается
как динамический аспект, энергия Шивы. Д. — богиня-воительница, защитница
богов и мирового порядка. В разных своих воплощениях совершила много подвигов.
Для верующих Д. является богиней-матерью.
ДХАРМА (букв, «закон», «порядок», «долг») — одно из центральных понятий
древнеиндийской философии. Образец, которому надо следовать, как норме. Д. —
вечный моральный закон, нравственное установление, моральный долг и
добродетель индивидуума. В буддизме Д. — вечные и неизменные элементы существующего
и безличного жизненного процесса.
|