ЛАКШМИ БАИ — правительница (рани) княжества Джанси. По «Доктрине о
вымороченных владениях» ее княжество отошло англичанам. Разгневанная этим Л.
приняла самое активное участие в Первой войне за независимость, став ее
героиней. После взятия англичанами Джанси продолжала борьбу. Погибла, сражаясь,
в одном из боев (17 июня 1858
г.). Англичане считали ее «лучшей и храбрейшей среди
повстанцев». О Л. в Индии написано несколько литературных произведений.
ЛЕБЕДЕВ, Герасим Степанович (1749-1817) — русский путешественник и
индолог. Жил в Индии в 1785-97 гг. Два первых года провел в Мадрасе, как
музыкант. Затем переехал в Калькутту. Изучал местные языки. В 1795 г. основал первый в
Индии театр европейского образца. Вернувшись на родину, стал работать в Азиатском
департаменте Коллегии иностранных дел. В 1802 г. была открыта типография, имевшая
индийский (бенгальский) шрифт. В 1805-г. вышел основной труд Л.: «Беспристрастное
созерцание систем Восточной Индии Брамгенов, священных обрядов и их народных
обычаев», в котором он указывал на близость индуизма христианству. В архивах Л.
остались первые в России переводы непосредственно с индийского (бенгальского)
языка на русский. ЛИНГА (лингам) — символ божественной производящей силы и
обозначение фаллоса. Изображения Л. восходят к Индской цивилизации. Культ Л.
получил наибольшее распространение в шиваизме (изображения лингама и йони как
символ единения Шивы и Парвати). Храм Шивы в Танджоре имеет зал под названием
«Зал тысячи Л.». Амулеты в виде Л. часто дарят невестам их женихи во время
брачной церемонии. В Южной Индии носят под одеждой бусы, сделанные из
миниатюрных изображений Л.
ЛОТХАЛ — древний город в ш. Гуджарат. По времени относится к Хараппской
культуре (2500 до н. э.). Сохранились развалины древнего порта, городских улиц,
подземная канализационная система. Раскопан причал длиной более 200 м и шириной около 40 м. Впечатляет система
плотин для защиты от наводнений. Предполагают, что Л. был связан с
Месопотамией и Египтом.
МАЙЯ (букв, иллюзия») — метафизический термин, обозначающий не только
«иллюзию» и «обман», но и способность существ к перевоплощению. Применительно
к богам М. обозначает сверхъестественную силу и способность к волшебным метаморфозам
и чаще всего ассоциируется с Индрой и Агни, а затем — с Шивой и Вишну.
Применительно к демонам М. выступает как обман, хитрость, колдовские чары. В
послеведийский период М. персонифицируется в облике богини. Теория М.получила
дальнейшее развитие в Веданте, где рассматривалась как магическая сила
сотворения феноменального мира, неотделимая и неотличимая от бога-творца. В
«Бхагавадгите» под М. понимали силу, создающую изменчивую природу бога-ишвара.
Понятие М. входило в доктрины различных школ и часто анализировалось в
различных трудах. МАКАРА — соб. «Макара», мифическое водное животное, имеющее определенное сходство с
крокодилом гигантских размеров. Изображается как существо с четырьмя львиными
или собачьими лапами, крокодильим или рыбьим хвостом и огромной крокодильей
или акульей пастью. В стилизованном виде М. изображали на арках, фронтонах
зданий, спинках трона. М. — ездовое животное некоторых богов. Его можно
увидеть на знамени бога любви Камы. М. представляет знак Козерога в индуистских
зодикальных созвездиях.
|