МИТХУНА (букв, «соитие») — символический образ соединения противоположных
начал, таких, как земля и небо, свет и тьма, фаллос и вагина, а также таких
философских понятий, как единение природы (пракрити) и человека (пуруша).
Впоследствии символ М. получил иконографическое развитие в изображениях Шивы и
Парвати, Вишну и Лакшми, а также в соитальных позах небесных танцовщиц (апсар)
и небесных музыкантов (гандхарвов). Соиталь-ные изображения в храмах считаются
приносящими счастье, поскольку являются символом созидания.
МУДРА (букв, «выражение», «поза») — общее понятие для описания позы
изображения божества и положения частей его тела, особенно рук (хаста). Позы и
положения тела имеют важное значение в проведении религиозных церемоний, во
время медитаций, в драматических и балетных произведениях. Наиболее часто
встречаются позы: дхьяна (поза медитации), абхая (поза изгнания страха) и
варада (поза благословения или дарения).
МУНИ — общее название мудрецов, провидцев, аскетов и святых людей,
особенно тех, кто принял обет молчания, кто наделен магической силой, кто
становится другом богов. М. — тот, кто преодолел земные желания и чье внимание
сконцентрировано на абсолютном субъективном духе (атман). В буддизме этот термин используется
в отношении Будды Шакьямуни, т. е. «мудреца из рода шакьев, достигшего просветления» и буддийских архатов.
НАБХА, Набхи (букв, «пупок») —
совокупное понятие центральной точки в космогонических построениях, таких,
как, например, гора Меру, которую рассматривали как «пуп земли». Ту же позицию занимал жертвенный
алтарь. В Пуранах сказано, что Брахма вышел из лотоса, который появился из пупка Вишну, бывшего средоточием вселенской
энергии. В шиваизме Н. — центральная (фокусируемая) точка для медитации.
НАМАН (букв, «наименование») — название
церемонии дарования имени новорожденному или меняющему старое имя. Уходит корнями
в древность и является одним из главных обрядов. Количество имен бессчетно,
они разнятся в зависимости с региональными обычаями и верованиями. Так, мальчик
может быть назван по имени бога, национального или местного героя в надежде на
то, что он обретет их черты. Девочек называют таким же образом, хотя им могут
дать имена цветов или драгоценных камней. Имя может быть связано с названием
созвездия, под которым родился ребенок. Помимо имен могут быть использованы
различные эпитеты, например, «Пия-даси» («Любимец богов») — эпитет Ашоки,
«Бапу джи» («Почтенный отец») — эпитет М. К. Ганди, «Нета джи» («Почтенный вождь») — эпитет Субхаша Чандры Боса и т.
п. Имя может указывать на профессиональное занятие семьи. Ману считает, что
первая часть имени брахмана должна указывать на святость, кшатрия — на силу,
вайшьи — на трудолюбие. Имя шудры должно отражать низкое положение (очень
часто в именах шудр и неприкасаемых присутствует слово дас «раб»). Вторая
часть имени брахмана должна указывать на счастье, кшатрия — на защиту, вайшьи
— на процветание, шудры — на прислуживание. Имя брахмана должно содержать
четное число слогов, не должно быть слишком длинным и содержать много долгих
гласных. Для девочки нужно выбирать простое имя, которое должно оканчиваться
на долгий гласный звук. Мальчик должен иметь два явных и одно тайное имя,
которое наделено особым даром к воспроизводству и которое не исчезает вместе
со смертью человека. Это имя, кроме носителя, должно быть известным его
наставнику (гуру) или семейному жрецу, который вместе с секретной мантрой
шепотом сообщает ребенку его тайное имя на церемонии инициации (посвящения в
касту). В силу этого (и по некоторым другим причинам) индийские женщины
воздерживаются называть своих супругов по именам, и супруги, в свою очередь,
избегают называть по именам своих жен. Имя защищает человека от зла, чем
больше имен, тем надежнее эта защита. Особенно много имен-эпитетов дается богам.
Так, Вишну и Шива имеют по тысяче имен.
|