РАМАКРИШНА — монашеское имя Гадхадхара Чаттерджи (1836-1886), индийского
мыслителя и религиозного реформатора. Считал, что все религии истинны и
представляют собой различные пути к одному и тому же богу. В основе религии Р.
лежат идеи Веданты и тантризма. Согласно Р., эмпирический мир столь же реален,
как и брахман. Р. отождествлял брахмана и человека. Взгляды Р. оказали
влияние на идеологию индуизма нового времени. Они явились существенной составной
частью идеологии индийского национализма.
РЕРИХ, Николай Константинович (1874-1947) — российский художник,
путешественник и археолог. В 1923
г. совершает путешествие по Тибету, Ладакху и Сиккиму.
С 1928 г.
поселяется в Индии в долине Кулу (г. Наггар), где основывает Гималайский
институт научных исследований. Создал цикл картин, посвященных Гималаям и
обитающим там богам и мудрецам. Занимался изучением различных религиозно-философских
систем Индии и разрабатывал на их основе вопросы этики. Работал над большой
живописной серией «Учителя Востока». В Индии Р. называли «великим мудрецом»
(махариши). Скончался в Индии. Дом Р. стал в Индии местом паломничества. Прах
Р. был в 1999 г.
перенесен на родину.
РИТУ (букв, «намеченное время») — первоначально обозначение времени
совершения жертвоприношения и других ритуальных церемоний. Потом — обозначение
годовых сезонов. Климат Северной Индии состоит из 6 сезонов: весна (васант), лето (гришма), сезон дождей (вар-ша), осень (шарад), зима (хеманта) и холодный сезон (шишира). В Южной Индии три сезона:
сезон дождей, холодный сезон и лето.
РИШИ — общее название мудреца, провидца и чудотворца. В послеведийской
мифологии существовало несколько классов Р.: махариши, или семь великих
мудрецов (саптариши), раджариши, или мудрецы из царских домов, брахмариши, или
мудрецы-священники, и девариши, или божественные мудрецы. Считают, что Р.
обладают божественной способностью летать. По некоторым источникам семь Р. были
некогда медведями (рикша), создавшими созвездие Большой Медведицы. САМАДХИ
(букв, «сосредоточение») — понятие индийской философии, обозначающее состояние
высшей собранности и гармонии, а также фиксация мысли на объекте, что достигается
путем созерцания (дхьяна). В буддизме С. — последнее звено восьмеричного пути к освобождению.
САМУДРАМАТХАНА (букв, «пахтанье океана») — название мифа о «вторичном
сотворении мира», согласно которому в первобытном океане потенциально находятся
все предметы. Только нечеловеческими усилиями можно вспенить океан, чтобы
заставить его расстаться со своими сокровищами. Боги избрали мутовкой гору Мандара,
и из океана стали появляться различные предметы: корова изобилия Сурабхи,
богиня вина Варуни, коралловое дерево париджата, группа небесных нимф-апсар и
холоднолучистая луна. За ними появился яд, выпитый богом змей Нагом. Затем
возникли божественный лекарь Дханвантари с чашей амброзии-амриты и богиня Шри (Лакшми), восседающая на лотосе.
Демоны-данавы, помогавшие богам пахтать океан, захватили амриту, но Вишну в облике соблазнительницы Мохини
сумел отнять амриту и отдать ее богам. Боги с новыми силами напали на данавов и
разгромили их. В разных источниках описываются разные предметы, появившиеся из
океана.
|