Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Пятница, 24.11.2017, 06:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Япония


Капитализм по Конфуцию
[ ] 15.06.2011, 22:02
КАПИТАЛИЗМ ПО КОНФУЦИЮ
Не трудно придти к выводу, что ни конфуциан­ство, ни индуизм, ни синтоизм или буддизм не мог­ли бы дать почвы для развития современного ка­питалистического постиндустриального общества. Каждая из этих религий содержит важные элемен­ты, противоречащие капитализму. Успехи японской экономики можно объяснить особым пониманием принципов Конфуция. Японская версия конфуци­анства, сложившаяся уже в VI в., выделяет в пер­вую очередь такие добродетели, как смелость и вер­ность. Это не удивительно, так как Япония посто­янно испытывала чувство соперничества по отно­шению к могущественной китайской империи, что в итоге привело к высокой национальной сплочен­ности и агрессивности японцев.
После двухсотлетней изоляции, которая продол­жалась до 1859 г., Япония испытала давление Запада. В этот кризисный момент интеллигенции, вос­питанной в японско-конфуцианском духе, удалось сплотить страну и, в конце концов, сформировать сильное современное правительство. В стране ста­ла развиваться капиталистическая экономика, ос­нованная на служебной иерархии, пожизненном труде на одном предприятии и верности работни­ков своим компаниям, а также на акционерной си­стеме, которая полностью соответствовала харак­теру японского конфуцианства (основа этих про­цессов была заложена в период Токугава).
Для современного капитализма западного образ­ца необходимы два условия: объединяющее нацию государство и провозглашение демократического общества. Победу капиталистического типа хозяй­ства обеспечивают административная система, под­держивающая данный режим, и достаточно силь­ное правительство, способное проводить в жизнь рациональное законодательство через управленчес­кий, юридический и военный аппарат. Именно бла­годаря национальной форме конфуцианства Япо­ния, с ее классовыми и региональными противоре­чиями, за сравнительно короткий срок, примерно за 20 лет, легко объединилась в нацию. Правда, для этого существовали и другие благоприятные усло­вия: островное положение, осознание внешней опас­ности (Филиппины попали в руки Испании, Китай делили западные государства). К 1890 г. Япония уже имела сильное современное правительство, состо­явшее из родовитых самураев и молодых выпуск­ников университетов.
Однако Японии было чрезвычайно трудно обес­печить другое условие капитализма: провозглаше­ние демократического общества. В отличие от хри­стианства, согласно которому перед богом все рав­ны, конфуцианство отстаивает групповую этику и разделение обязанностей, поддерживающие и ук­репляющие иерархический характер общества. По­этому во времена Мэйдзи о демократии в Японии не было и речи, так что для этой сильной, но не достигшей достаточно высокого уровня социаль­ного развития нации не подходил капитализм за­падного образца, основанный на конкуренции. Пришлось создавать другой тип производственной системы, который тем не менее может быть вклю­чен в широкую категорию капитализма. Здесь пра­вительство всегда само проявляло инициативу и направляло развитие экономики. Эффективность производства стимулировалась декларировавши­мися общими целями, а не конкуренцией.
Можно сказать, что благодаря Японии капита­лизм перестал быть однообразным. Более того, если капитализм на Западе уже пережил период своего расцвета под натиском своих собственных достиже­ний и успехов, то подъем "конфуцианского" капи­тализма на Востоке становится все более очевидным.
Экономический рост, достигнутый в результате кон­куренции, что является основным смыслом системы свободного предпринимательства, не составляет главную цель или основную функцию японской эко­номики. В японском обществе конкуренция затра­гивает не столько взрослых, сколько молодежь, ко­торую распределяют по разным фирмам в зависи­мости от их успехов в учебе. И если они попадают в какую-либо фирму, то им очень трудно перейти в другую, особенно в более крупную.
Кроме того, следует сказать, что в Японии су­ществуют резкие несоответствия уровней заработ­ной платы, дополнительных льгот, производитель­ности труда, прибыли, значительная разница про­сматривается между большим бизнесом и мелкими субподрядчиками. Японский большой бизнес чрез­вычайно бюрократичен; в отличие от западного, где принятие решений целиком осуществляется руко­водителем, он действует по системе ринги (выдви­жение предложений снизу и их обсуждение навер­ху). Новые индустриальные страны, такие, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, так­же находятся под влиянием конфуцианства и при "анализе этих развивающихся капиталистических обществ необходимо учитывать новые экономичес­кие модели.
Успех экономики этих стран обеспечивается про­никновением их товаров на внешние рынки; что­ касается внутреннего спроса, то для их экономичес­кого роста он особого значения не имеет. Даже для Японии, обладающей довольно широким собствен­ным рынком, внутренний спрос не является глав­ной движущей силой. Таким образом, невозмож­ность демократизации общества не стала серьезным препятствием на пути экономического развития этих стран. Несмотря на низкий уровень платеже­способности населения, они смогли расширить про­изводство и сделать мощный скачок, который вы­вел их на один уровень со странами Запада.



Категория: Карманная энциклопедия: Япония | Добавил: magnitt
Просмотров: 910 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz