Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 07.12.2021, 21:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Япония


Толковый словарь: от Ч до Я
[ ] 15.06.2011, 22:41
ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ — см. тя-но-ю.
ЦУКИМИ — традиционное любование луной. Совершается в период полнолуния осенью. См. тж. ханами, юкими. ЭДО, Эдо дзидай (эпоха Эдо) — другое название эпохи Токугава (по названию столицы — г. Эдо, совр. Токио).
ЮГЭН (букв, "таинственное и темное") — чувство сокровенной красоты, внезапно явленной сре­ди печалей и скорбей бренного мира, централь­ное эстетическое понятие японского искусства второй половины XII в., в особенности поэзии.
ЮКАТА—легкое хлопчатобумажное кимоно для муж­чин и женщин. Может использоваться как праз­дничный наряд или в качестве халата для дома, ванны или бани. Входит в комплект постельно­го белья, предоставляемого гостиницами.
ЮКИМИ — любование снегом. См. тж. ханами, цу-кими.
ЯЁЙ, Яёй дзидай (эпоха Яёй) — культура конца нео­лита — начала раннего железного века (с III в. до н. э. до III в н. э.). Характеризуется керами­кой с резным орнаментом, началом земледе­лия, использованием железных и бронзовых орудий. Названа по району г. Токио, где впер­вые была обнаружена подобная керамика.
ЯКИТОРИ — аналог шашлыка. Представляет со­бой нанизанные на бамбук и приготовленные на углях кусочки куриного мяса.
ЯМАДА КОСАКУ (1886-1965) — композитор и ди­рижер, крупнейший представитель европей­ской музыкальной традиции в Японии. Созда­тель Японского общества музыкальной дра­мы. Автор ряда теоретических трудов. В 1942 г. был избран членом Японской академии ис­кусств. Награжден орденом культуры, удос­тоен многих почетных премий.
ЯМАТО — племенной союз III-IV вв. в централь­ной Японии. Тж. археологическая культура раннего железа (кон. III-VI вв.). Иногда упо­требляется в значении "Япония".
ЯПОНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ — смешанная, включает в себя иероглифы (см. иероглифика в Японии) и две слоговые азбуки — катакану и хирагану.
Иероглифы были заимствованы в V-VI вв. из Китая. Сначала японцы писали и читали по-китайски, затем стали использовать китайские знаки независимо от их значения для фонети­ческой записи слов (т.н. "манъёгана" — см. "Манъёсю"). Из-за разницы грамматического строя японского и китайского языков и невоз­можности использования китайских знаков для обозначения японских грамматических показа­телей с IX в. в японском письме стала использо­ваться помимо иероглифов фонетическая азбу­ка кана. Сейчас японское письмо также являет­ся смешанным (т.н. "кандзи-канамадзирибун"): иероглифы употребляются для написания кор­ней значимых слов китайского и японского про­исхождения; азбука хирагана — для обозначе­ния на письме изменяемых частей слов, грам­матических показателей и служебных слов, а также слов целиком вне их иероглифической за­писи; азбука катакана — для передачи слов ино­странного происхождения (кроме китайских). В 1946 г. был рекомендован к использованию т.н. "иероглифический минимум", насчитывав­ший 1850 знаков. Сейчас это количество увели­чено до 1945, хотя в реальности используется около 3000 знаков. Кроме этого, во вспомога­тельных целях (в словарях, учебниках и т.п.) ис­пользуются разные системы латиницы.
ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК — язык населения Японии. Родственные связи Я.я. до сих пор оконча­тельно не выяснены, хотя наиболее вероятной кажется гипотеза и принадлежности его к ал­тайской семье языков, причем наиболее близ­ким к нему признается корейский.
Характерными типологическими особен­ностями Я.я. можно назвать базовый порядок слов в предложении "субъект - объект - гла­гол" ("Я книгу читаю"), предшествование оп­ределения определяемому слову ("красивое озеро", "отца дом"), наличие послелогов ("школу - в - иду"). Сказуемое японского предложения всегда стоит в конце.
Я.я. относится к агглютинативным языкам, то есть суффиксы (а Я.я. преимущественно суффиксальный) легко вычленяются и имеют тенденцию к обозначению только одной грам­матической категории соответственно.
Важной особенностью Я.я. являются т.н. "формы вежливости" (преимущественно в гла­голе), обозначающие разного рода социальные и личные отношения между говорящим, собе­седником и лицами, о которых идет речь.
В фонологии следует отметить преоблада­ние открытых слогов, практически отсутствие стечения согласных, строгие правила взаим­ного влияния звуков. Ударение в японском языке музыкальное, т.е. характеризуется от­носительным повышением или понижением слога (ряда слогов).
Лексика Я.я. достаточно строго делится на три класса: ваго — исконно японские слова; канго — слова китайского происхождения; гайрайго — заимствования последних веков, преимущественно из западноевропейских язы­ков. Обычно эти слова различаются написа­нием (см. Японская письменность) и стилис­тической окраской, хотя эти различия прояв­ляются далеко не всегда. Так, например, в бы­товой лексике преобладают ваго, и лишь для обозначения предметов, пришедших с Запа­да, используют гайрайго. В общественно-по­литической и научной терминологии преоб­ладают, напротив, канго, хотя в последнее время здесь увеличилось число гайрайго.
Для Я.я. характерно значительное диалек­тное дробление. В настоящее время сохраня­ются т.н. новые диалекты, испытывающие влияние литературного языка, но сохраняю­щие ряд черт старых диалектов соответству­ющей территории.
В основе современного литературного Я.я., созданного после Мэйдзи исин (1867-1868 гг.) — токийский диалект с добавлением ряда элемен­тов из киотского и др. диалектов и из старо­письменного языка бунго, сложившегося в 1-й половине XIII в. и бывшего единственной формой Я.я., употребляемой по всей Японии. В настоящее время бунго сохраняется лишь в традиционной поэзии и в религиозной сфере, хотя элементы его используются в газетных текстах, в официальных документах и т.п.
ЯПОНСКОЕ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ — система ле­тосчисления, при которой единым названием (нэнго) объединяются годы правления одно­го императора (хотя до 1867 г. бывали случаи нарушения этого порядка, и период правле­ния одного императора дробился на несколь­ко нэнго). Нэнго конца XIX — начала XX века: Мэйдзи (1867-1912), Тайсё (1912-1926), Сева (1926-1989), Хэйсэй (с 1989 г.).
ЯСУКУНИ — синтоистский храм, в котором обо­жествлены погибшие воины. Тесно связан с культом "божественного" императора, широ­ко использовался для идеологической обра­ботки населения в милитаристском и шови­нистическом духе. Милитаристски настроен­ные группировки продолжают считать его своим центром.
ЯТАИ — небольшой ларек-тележка с горячими блюдами, который продавцы возят по улицам города ночью.
Категория: Карманная энциклопедия: Япония | Добавил: magnitt
Просмотров: 1294 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2021
Сайт управляется системой uCoz