Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Суббота, 25.11.2017, 19:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Карманная энциклопедия: Республика Корея (ч.3)


Керамика Кореи - 7
[ ] 09.07.2011, 17:13
Ис­чезла и прославленная керамика пунчхон, суще­ствовавшая 150 лет. Триста керамических печей Кореи были разрушены, а тысячи пленных гон­чаров вывезены в Японию, на Кюсю, где зало­жили основы японской керамики мисима. Их по­теря оказалась невосполнимой для их отечества. Производство керамики в Корее уже никогда не смогло достигнуть того блестящего расцвета, ко­торый наблюдался в XII—XVI вв.
Основным видом керамики в средний и позд­ний периоды Чосон был белый фарфор, испы­тавший сильное влияние китайской керамики минского периода.
Если период Коре считается периодом зеленой керамики (чхонджа), то Чо­сон — временем белой керамики (пэкча). Сосуды пунчхон, покрывавшиеся перед обжигом белой глиной, были шагом к ее развитию. Переход был связан с утверждением как главенствующей идеологии конфуцианства, в котором чистота, самоограничение и созерцание считались основ­ными человеческими достоинствами.
Сдержан­ность форм и чистый белый цвет фарфора пэкча воплощали эти ценности. Он отличался изыскан­ной простотой и утилитарностью форм, глубиной и мягкостью различных оттенков белого цвета. На высокое качество корейского фарфора указы­вает такой факт, что по просьбе китайского им­ператора Чэн-цзу (1403—1424) ему было послано из Кореи двести изделий для парадной сервиров­ки стола.
Судя по историческим записям, во время правления короля Седжона (1418—1450) для ко­ролевского стола использовался только чисто бе­лый фарфор.
Потребности в нем королевского двора были так велики, что в 1466 г. издали спе­циальный указ о его производстве только для нужд правительства, что способствовало разви­тию керамики пунчхон, предназначавшейся для простого потребителя.
С середины XV в. отдельные изделия пэкча в подражание китайскому фарфору изредка распи­сывались синим подглазурным кобальтом, кото­рый ввозился из западной Азии и был очень до­рог. Японские и маньчжурские нашествия на­несли тяжелый ущерб экономике Кореи.
Произ­водство фарфора на несколько десятилетий фак­тически прекратилось и восстановилось только в середине XVII в. в Пунвоне, исключительно для королевского двора. С появлением в XVIII в. ча­стных мастерских началось создание фарфора для зажиточных слоев населения — более тяже­ловесного и утилитарного, чем раньше. Большое распространение получили массивные сосуды для хранения пищи.
Декор фарфора позднего Чосона органично связан с формой. Его своеобразие и выразитель­ность построены на контрастном сопоставлении белого фона и одноцветного рисунка, написан­ного подглазурным кобальтом или окисью же­леза. В отличие от подобных китайских, корей­ские рисунки всегда исполнялись в более сво­бодной живописной манере.
Художники ра­ботали в основном на местах производства. Но бывали и исключения, когда высокопоставлен­ные конфуцианцы, художники направления мун-инхеа расписывали фарфоровые принадлежно­сти стола ученого — стопки для кистей и сосуды для их промывки, коробочки для красной краски, употребляемой для печатей, чайники для воды, необходимой для натирания туши.
Несмотря на неоднократные государственные декреты, за­прещавшие использовать кобальт для росписи иной посуды, чем жертвенные сосуды и парадная дворцовая утварь, в XVII—XVIII вв. роспись ко­бальтом была широко распространена.
Общий упадок во всех областях экономики и культуры в XIX в. отразился и на производстве керамики. Колонизация Кореи Японией в 1910 г. привела к закрытию печей в Пунвоне, где произ­водился белый фарфор для нужд двора. Это по­ставило точку в его истории.
В наши дни ко­рейские керамисты прилагают усилия к возрож­дению лучших традиций пэкча. Идут интенсив­ные поиски отвечающей современной эстетике гармонии, которая бы объединила элегантные и динамичные линии старинных образцов с но­выми геометрическими формами и функцио­нальностью.
В апреле 1999 г. Сеул посетила королева Ве­ликобритании Елизавета П. Прогуливаясь по Ин-садону, она обратила внимание на витрину с произведениями керамистки Пак Ёнсук, посвя­тившей 20 лет жизни тому, чтобы добиться тако­го же чистого белого цвета, какой был у фарфора раннего периода Чосон.
Изделия мастера на­столько понравились высокой гостье, что она расписалась на одном из чайников синим кобаль­том, как когда-то это делали художники мунин-хва.
 



Категория: Карманная энциклопедия: Республика Корея (ч.3) | Добавил: magnitt
Просмотров: 1423 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz