Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Четверг, 14.12.2017, 12:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Китай: быт, традиции, культура


Система ценностей
[ ] 26.09.2010, 14:39
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
История Китая строилась на основе социального порядка (не всегда в сочетании с социальной справедливостью). Это актуально и по сей день. В течение трех тысячелетий общественную жизнь китайцев, по крайней мере ханьцев, определяли четыре философские системы: конфуцианство, легизм, даосизм и маоистский марксизм.
Конфуцианство
Этико-философская система, предложенная Кон­фуцием в VI в. до н. э., высшими ценностями счи­тает образование, преданность семье и законопослушание. Как бы ни пытался Мао Цзэдун объ­явить высшей ценностью «народ» или государство, приверженность к традиционным ценностям глубоко сидит в сознании китайцев. Ныне именно на этой основе компартия пытает­ся строить более консолидированное и цивили­зованное общество. Современные китайцы оце­нивают конфуцианство по-разному. Одни считают, что именно оно, выражая дух народа и апеллируя к традиционным вежливости, справед­ливости, честности и гордости, помогло ему вы­держать все испытания. Другие уверены, что уче­ние, веками бывшее основой империи, сегодня безнадежно устарело.
Легизм
Легисты, период триумфа которых пришелся на правление объединителя китайских земель Цинь Шихуанди (211г. до н. э.), менее оптимистично смо­трели на натуру человека и его способность строить социальный порядок Они полагали, что человек из­начально греховен и только строгий и беспощад­ный закон способен заставить его жить в обществе.
Даосизм
Радостная и беспечная философская система дао­сизма, предложенная мудрецом Лао-цзы (род. около 570 г. до н. э.), отрицает как моральный иде­ализм конфуцианства, так и идеализацию закона легизма как ведущие к насилию над личностью, а следовательно, либо к лицемерию, либо к эксплу­атации. По мнению даосов, справедливость выте­кает из гармонии с миром вокруг нас.
Маоистский марксизм
Труды Карла Маркса, формировавшие револю­ционные умы в XIX и XX вв., базировались на ра­ционализме эпохи Просвещения и иудео-хри­стианских нравственных ценностях. Не избежа­ли влияния христианского понимания добра и зла Сунь Ятсен и другие ранние китайские рево­люционеры, воспринявшие базовые идеи соци­альной справедливости, равенства, заботы о бед­нейших членах обществах. Этим революционе­рам нужна была идеология, которая обосновала бы их борьбу за свободу крестьян и рабочих от того, что они называли эксплуатацией со сторо­ны землевладельцев, хозяев фабрик и мельниц, состоявших в союзе с правящей элитой.
Коммунистическая партия Китая немало позаим­ствовала у соседей из Советского Союза, и только начиная с 1949 г. Мао Цзэдун принялся мыслить са­мостоятельно. Мао последовательно приучал китай­цев идентифицировать себя с беднейшими членами общества, и лозунг «Чем беднее, тем лучше» владел умами на протяжении 1950-х, 1960-х и 1970-х гг. Люди научились презирать    любые    украшения, вплоть до картин на стенах, а если у кого имелась новая куртка или па­ра брюк, их прятали под старыми и рваными. Метафора «железная миска риса» как нельзя лучше характеризует философию Мао. Людей обеспечивали на всю жизнь работой (правда, малооплачиваемой) и железной миской, из которой следовало есть скуд­ную порцию низкокачественного риса.
Поначалу коммунисты следовали своей собст­венной философии, однако эта самоотвержен­ность продолжалась недолго. Уже в 1960-е гг. за высокими стенами своих дворцов новые комму­нистические императоры вовсю вкушали за­претные для других радости жизни. Сегодня де­ятельность Мао оценивается китайцами как «на 70% хорошая, на 30% плохая», а «культурную ре­волюцию» называют ошибкой. Однако его портрет по-прежнему украшает вход в Запрет­ный город, а забальзамированное тело (ходят упорные слухи, что оно давно уже заменено восковой куклой) покоится в мавзолее на пло­щади Тяньаньмынь. Дети по-прежнему изучают в школе некоторые его труды и пишут сочине­ния о его роли в освобождении Китая от япон­ских захватчиков и гоминьдановской армии. И хотя лозунг «Чем беднее, тем лучше» давно уже сменился куда более популярным дэнсяопиновским «Стать богатым - почетно» и сами китай­цы нередко осуждают Мао, критика в его адрес со стороны иностранца будет воспринята как невежливость.
Перечисленные влияния и сегодня во многом определяют систему ценностей китайцев, главной добродетелью которых с незапамятных времен стало терпение. Ведь и правда на долю этого на­рода выпало больше тирании, анархии и неспра­ведливостей, чем любому из западных. И хотя в толпе китайцы охотно маршируют, выкрикивая лозунги, нужно очень постараться, чтобы вывести из себя китайца, когда он один.
инь и ян
Тысячелетиями китайцы верили в то, что миро­здание состоит двух противоположных, хотя и дополняющих друг друга начал - инь и ян. Эти понятия знакомы каждому, кто хотя бы перели­стывал «Ицзин» («Книгу перемен»). Эти поляр­ные силы, достигнув своего максимума, перехо­дят в свою противоположность, образуя беско­нечный цикл, понимаемый как физически, так и метафизически. Инь соотносится с землей, лу­ной, женщиной, темнотой, холодом, ян - с не­бом, солнцем, мужчиной, теплом и светом. Во­площением ян является дракон, а солнце в обычной речи именуется «великий ян». Пос­кольку инь и ян чередуются, на земле ночь сменяется днем, а зима - летом. Принципы инь и ян лежат в основе религиозных, медицинских и космологических теорий. Эта двойственность мира изображается как круг, в который вписаны две напоминающие запятые фигуры - тем­ная и светлая. В чистом виде ни мужское, н женское начало не существует - каждое содер­жит в себе свою противоположность. Это - од­на из основ китайского мышления.
Фэн-шуй
В последнее время на Западе вошли в моду прак­тики фэн-шуй. В Китае они не особенно популяр­ны, за исключением юга и Гонконга. «Фэн» по-ки­тайски значит «ветер», а «шуй» - «вода». Система фэн-шуй имеет в основе традиционные предста­вления китайцев о влиянии природы на судьбу че­ловека. При строительстве гробниц, храмов, жи­лых домов, а в наше время и офисов, принимает­ся во внимание каждый холм, поле или водоем. Поскольку система вычисления наилучшего мес­тоположения основана на тайном знании и очень сложна, семьи и компании вызывают консультан­та, чьи услуги зачастую весьма дороги.
И точно так же, как на Западе люди протесту­ют против нового строительства из-за того, что это уничтожает исторические памятники либо портит природу, жители Южного Китая возража­ют, поскольку постройка может нарушить суще­ствующий фэн-шуй.
Прагматизм
Похоже, прагматизм стал идеологией XXI в. Цель большинства китайцев сегодня - дать детям хо­рошее образование и помочь найти достойную работу, повысить свой образовательный и куль­турный уровень, хоть немного расслабиться и получать от жизни удовольствие. Молодые горо­жане ничем не отличаются от своих ровесников по всему миру - они много работают, хорошо за­рабатывают, радуются жизни, правда, чуть боль­ше, чем необходимо, интересуются страшным прошлым своей страны. Крестьяне тоже не ли­шены амбиций, и многие успешно богатеют. Но­вые китайские бедняки - это жители обеднев­ших мелких городков или деревень, в которых нет работы. Уехать на поиски работы в большой город они не имеют права. Жесткая система про­писки, таким образом, остается последним барь­ером на пути свободы личности.
ГРАЖДАНЕ СРЕДИННОЙ ИМПЕРИИ
Национальное самосознание китайцев по-преж­нему сильно, они гордятся и своей древней куль­турой, и экономическими успехами последних десятилетий. Былой изоляционизм уступил мес­то восторгам по поводу нового миропорядка. И все же национализм еще очень силен в созна­нии китайцев и в любую минуту, как в самые мрачные времена, способен обернуться против иностранцев.
Многим жителям Азиатско-Тихоокеанского ре­гиона внешность европейцев кажется странной. Китайцы считают, что мы похожи на привидения.
Еще 10 лет назад приезжего легко могли назвать «белым дьяволом», хотя, впрочем, это словосоче­тание можно понимать и как «белый призрак», что скорее выражает удивление перед белизной кожи и обилием волос на теле. Иностранцы, долго жи­вущие среди китайцев, настолько привыкли слы­шать это наименование в свой адрес, что зачас­тую и сами называют так свои землячества. Ино­странца в Китае никто не примет за китайца, так что будьте готовы к повышенному вниманию к своей особе. Однако полезно присматриваться к тому, как китайцы ведут себя в определенных об­стоятельствах, чтобы при случае повести себя со­ответственно.
В общем, в Юго-Восточной Азии европейцев считают образованными и богатыми чудаками, честными и пунктуальными, однако чуждыми и недружелюбными. Многие уверены, что евро­пейцы и американцы ни во что не ставят семью, и ходят упорные слухи, будто старикам на Запа­де приходится туго. Иностранцев также часто подозревают в сексуальной распущенности.
Многие жители сельской глубинки вообще ни­когда не видели «живого» иностранца - только по телевидению, которое ныне показывает много за­падных, часто пиратских, фильмов. Особое любо­пытство вызывают люди с африканской внешно­стью. Африканские студенты Университета в Тяньцзине рассказывали, как в начале 1990-х гг. к ним на улицах подходили китайские крестьяне, терли их кожу и спрашивали, почему они не мо­ются. Большинство иностранцев, пытающихся за­говорить по-китайски в сельской местности, об­наруживают, что их не понимают, причем потому, что говорящий так странно выглядит!
В городах сегодня на иностранцев никто не об­ращает внимания, однако за их пределами вы мо­жете стать объектом любопытства и даже восхи­щения. И большинство китайцев уверены, что, встретив путешествующего иностранца, они не­сут личную ответственность за то, чтобы он чув­ствовал себя в Китае счастливым.
ОТНОШЕНИЕ К ЗАРУБЕЖНЫМ КИТАЙЦАМ
Знаменитый китайский шеф-повар и писатель Кен Хом описал сильнейшую ностальгию, кото­рую испытывают даже те живущие за рубежом ки­тайцы, которые ни разу не были на своей истори­ческой родине. «Ты можешь поехать домой, - пи­шет он. - Вопрос в том, где дом. Для американских и любых других зарубежных китайцев на эмоци­ональном уровне на этот вопрос существует толь­ко амбивалентный ответ. У китайцев вне Китая сформировалось раздвоенное сознание. Не важ­но, какое богатство ты нажил за границей, тебя все равно тянет домой».
Итак, если вы этнический китаец, пусть вырос­ший в Европе или США, от вас в Китае будут мно­гого ожидать. Например, дорогих подарков для всей разветвленной семьи (иногда это целая де­ревня) и, безусловно, восхищения китайскими до­стижениями. Это может привести к неловкости с обеих сторон, особенно неподдельное удивление вызывает неумение этнического китайца гово­рить на китайском языке.
В то же время этнический китаец может сме­шаться с толпой и идти, куда захочет. Любому дру­гому иностранцу придется купить для этого ог­ромную соломенную шляпу.
ТЕРПЕНИЕ КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ
В Китае можно встретить немало препятствий в самых элементарных действия - покупке билета на самолет, обмене денег в банке. Важно отно­ситься ко всему этому с пониманием.
Нетерпеливость воспринимается китайцами как крайне дурная черта характера. Жесткое расписа­ние редко соблюдается в Китае, хотя уже появляют­ся частные турагентства, банки и другие полезные учреждения, удачно конкурирующие в этом плане с сонным царством государственных контор.
ПОТЕРЯТЬ ЛИЦО»
Китаец изо всех сил старается не «потерять лицо», т. е. не предстать перед другими людьми в непри­глядном виде. Если он не может или не хочет отве­тить на неприятный вопрос, он способен рассмеять­ся, чтобы скрыть смущение. Это может означать, что гость произнес что-то непонятное либо что китаец не имеет точного ответа на вопрос. Точно так же иностранец «теряет лицо», когда демонстрирует, что он рассержен или расстроен. Фраза «это вам не под­ходит» чаще всего вежливая форма ответа «это не­возможно» или «это очень трудно», причем китаец вовсе не намерен объяснять вам причины отказа. Вы можете попытаться деликатно приотворить закры­тую дверь, но упаси бог ломиться в нее! Все, что доз­волено - проявить легкую настойчивость, не более. Вернуться к нерешенному лучше позже, после того, как китаец посоветуется с кем-нибудь. Причем он будет рад и горд возобновить разговор самостоя­тельно.
МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
Если вы общаетесь с лицом противоположного пола, то лучше избежать каких-либо прикоснове­ний, кроме рукопожатия при знакомстве. Однако лица одного пола касаются друг друга гораздо ча­ще, чем принято на Западе, женщины, например, выражают свое дружелюбие похлопыванием по руке. В сельской местности не редкость зрелище двух молодых людей или девушек, идущих, взяв­шись за руки. В Китае это - не более чем выраже­ние дружбы, как, впрочем, в некоторых католиче­ских странах Южной Европы. Конечно, в Китае есть и гомосексуалисты, но их по-прежнему осу­ждают, и говорить на эту тему не принято. Наро­чито панибратское поведение или вызывающая одежда также могут вызвать осуждение, даже в та­ких крупных городах, как Пекин или Шанхай.
ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ
Одной из самых труднодостижимых, но все же ре­ализованных целей китайского социализма было предоставление женщинам равных прав с мужчи­нами. И все же в деревнях по-прежнему предпо­читают сыновей и даже, как в стародавние време­на, иногда убивают новорожденных девочек (обычай, запрещенный законом, но так до конца и не искорененный). Упраздненный еще в 1949 г. с приходом к власти коммунистов варварский обычай бинтовать девочкам ноги, чтобы они не выросли «большими и уродливыми», также благо­получно здравствует.
Вторым крупным достижением КНР по раскре­пощению женщин стал контроль за рождаемо­стью и широко распространяемая контрацепция. Высказывание Мао «женщина держит половину неба» оправдывает множество молодых, умных и отлично образованных горожанок, успешно за­нимающихся бизнесом, наукой, медициной, жур­налистикой. Меньше заметен прогресс в этой об­ласти среди китайских политиков. Однако ино­странки в Китае могут путешествовать, не испытывая никаких затруднений, на работу их также примут на равных с мужчинами условиях.
МИФ О НЕПОСТИЖИМОСТИ КИТАЙЦЕВ
Обычно, рассуждая о Китае, западные авторы от­мечают «закрытость» китайцев, их нежелание прямо высказывать свое мнение. Однако, общаясь с китайцами, вы быстро обнаружите, что они спо­собны быть гораздо прямее европейцев. Узнав вас поближе и проникнувшись к вам доверием, кита­ец вовсе не прочь высказать свои эмоции. Он мо­жет прямо спросить вас о том, сколько вам лет, большая ли у вас семья, каково ваше обществен­ное положение, состояние здоровья, в каком доме вы живете, на какой машине ездите, наконец, ка­кая у вас зарплата. Разумеется, вы вправе задать те же вопросы ему. Будьте осторожны и вниматель­ны, спрашивая у китайца, сколько у него детей. Го­сударственная политика ограничения рождаемо­сти непопулярна в Китае, и разговор об этом вес­ти стоит, только если вы почувствуете, что собеседник готов говорить.
Большинство европейцев, проживших какое-то время в Китае, надолго сохраняет теплые отноше­ния со своими китайскими друзьями. Различие ци­вилизаций вызывает любопытство с обеих сторон, но вовсе не является непреодолимым барьером.
СЕМЬЯ
Считается, что в большинстве развитых стран классическая семья - состоящие в браке родите­ли и двое детей - испытывает кризис. В Китае се­мья по-прежнему мыслится как основа общества и гарантия счастья и спокойствия для ее членов. Строгие запреты на половую жизнь до брака, как и жизнь в неофициальном браке, в последние го­ды ослабли, однако матери-одиночки здесь по-прежнему редкость, разводов мало (хотя их ста­новится больше), а о стариках принято заботить­ся в семье, а не сдавать их в «дома престарелых». Нередко, особенно на юге, семья является частью разветвленного клана родственников, члены ко­торого обязаны помогать друг другу. Часто круп­ные расходы, например оплату образования, бе­рут на себя дальние родственники, особенно если они проживают на Тайване или в США. Дети обя­заны демонстрировать уважение к старшим - это важнейшая составляющая «сыновнего почтения», заповеданного еще Конфуцием: «Сыновнее почте­ние - основа всех добродетелей. Она начинается с почтения к отцу, продолжается в верности пове­лителю, а заканчивается нахождением своего ме­ста в жизни».
По иронии судьбы самый большой удар по тра­диционному сыновнему почтению нанесла поли­тика ограничения рождаемости: появилось поко­ление «единственных детей», на которых родители буквально молятся и которые, не имея братьев и се­стер, не научились с детства считаться с другими и делиться. Китайцы называют таких детей «малень­кими императорами», их очень много в любом крупном городе, а заняты они в основном люби­мым спортом: как бы заставить родителей раско­шелиться. В сельской местности, где ограничение рождаемости соблюдается не всегда, семьи скон­центрированы на том, чтобы разбогатеть, а иногда и чтобы выжить, а не на капризах малышей.
В китайском языке существует множество на­званий для разных членов семьи - тетушка (тай-тай), младший брат (диди), старший брат (геге) и тд. И хотя в городах уже не живут большими семьями, большинство этих ласковых слов сохра­нились, потому что ими нередко называют и по­сторонних, но близких к семье людей. Как и в Рос­сии - «дядя Петя», «тетя Маша».
ДЕТИ
Китайцы очень любят детей, и жители Запада, пу­тешествуя с детьми, быстро обнаружат, что те мо­ментально становятся центром всеобщего внима­ния. Некоторые европейские малыши бывают бук­вально обескуражены непривычным количеством ласк и комплиментов, а еще более тем, что их все время треплют за щечку, гладят по голове, похло­пывают по плечу и все время просят сфотографи­роваться незнакомыми людьми. Голубоглазый ма­лыш со светлыми локонами способен в считанные минуты собрать вокруг себя тол­пу. Любовь китайцев к детям лишь отчасти объясняется привычкой ценить семью и продолжение рода. Просто дети нравятся им, потому что их свежесть и непосредственность разнообра­зят   по-прежнему  тяжелую и безрадостную жизнь многих.
УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ И ПОЧИТАНИЕ ПРЕДКОВ
Сыновняя почтительность предполагает уважение к старшим и, как следствие, почитание предков. Многие жители Запада слышали о «культе пред­ков», однако термин «почитание» представляется более точным. Единственным неприятным аспек­том почтения к старшим до самого недавнего вре­мени являлось то, что любой человек, занявший более или менее ответственный пост, так и зани­мал его до самой смерти или, в крайнем случае, до пенсии лет этак в восемьдесят. Это вовсе не оздо­ровляло экономику, поскольку не допускало к уп­равлению молодых людей со свежими идеями. Однако с наступлением свободного рынка стар­шее поколение охотно выходит на пенсию, что­бы пожить в свое удовольствие. И хотя многие пя­тидесятилетние работники вследствие сокраще­ния штатов вынуждены были переучиваться, они хотя бы не страдали от клейма возраста, как это бывает на подчиненном культу молодости Западе.
И сегодня широко празднуется традиционный праздник Цин Мин - день, когда люди приносят подношения на могилы предков.
ОБРАЗОВАНИЕ
Китайцы традиционно ценят ученость и уважа­ют учащихся. Одним из самых страшных послед­ствий Культурной революции стало то, что целое поколение не получило образования. В наши дни, когда страна строит новую, основанную на высоких технологиях экономику, ценность обра­зования еще возросла. В китайских школах и высших учебных заведениях задают огромное количество домашних заданий учащиеся сдают сложнейшие экзамены. Учителя и вузовские пре­подаватели, несмотря на не слишком высокую зарплату, пользуются большим уважением. Спрос на образование рождает предложение, прави­тельство не препятствует открытию множества частных учебных заведений всех уровней. Ши­рокие возможности заочного обучения - по Ин­тернету или по телевидению - просто спасение для такой огромной страны. Единственной серь­езной проблемой является финансирование, хо­тя государство вкладывает в образование все больше и больше средств. Однако без родитель­ских денег обойтись не удается, и во многих го­сударственных школах была введена плата за обучение. В самых бедных регионах доступ к среднему, а иной раз и к начальному образова­нию ограничен. В исправлении ситуации китай­скому правительству помогает Всемирный банк.
ГУАНЬСИ, ИЛИ КРУГОВАЯ ПОРУКА
Круговая порука веками была способом добиться желаемого: найти жениха, устроить ребенка в хо­рошую школу, поступить на достойную работу, продвинуть свой товар на рынок, подыскать жи­лье или отправиться за границу. Обмен услугами скреплял сложную систему родства. «Доверие и взаимопомощь» в китайском варианте базируют­ся на том, что люди чувствуют себя частью одно­го целого. В основе китайского «гуаньси» лежит обязанность помогать родственникам. Однако в эти отношения могут включаться и не родствен­ники и даже иностранцы. В системе «гуаньси» важны брачные, семейные или дружеские узы, равно как и скрепленные кровью узы побратим­ства. «Гуаньси» возникает даже среди людей, нося­щих одну фамилию, что вовсе не означает, что у них были общие предки, ибо ранних мигрантов в Юго-Восточную Азию нередко награждали про­званиями чисто ассоциативно.
Дружба между соседями, однокашниками, кол­легами также может стать основой «гуаньси». За­рубежные китайцы лучше, чем другие, видят пре­имущество таких отношений, помогающих мини­мизировать риски внешнеэкономической деятельности. Сеть «гуаньси», охватившая всю Юго-Восточную Азию, облегчает создание совме­стных предприятий и размещение производств в континентальном Китае. И хотя соучредителями многих китайских фирм ныне становятся ино­странцы, эти связи гораздо слабее традиционной «гуаньси».

 

 

Категория: Китай: быт, традиции, культура | Добавил: magnitt
Просмотров: 7760 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz