Роттердам
представляет собой резкий контраст Амстердаму почти по всем направлениям. Это
Голландия, устремленная ввысь и вперед. И не только архитектурными прямыми линиями
и небоскребами, но и экономической активностью. Это нетусовочный, непраздничный,
будничный город.
Роттердам
заслуживает скорее поездки на один день, чтобы посмотреть, как далеко шагнула
голландская архитектурная мысль. Еще в Роттердаме есть несколько достопримечательностей
музейного характера, но выдающихся среди них, пожалуй, нет ни одной. Экскурсия
в порт (второй в мире по грузообороту), действительно мощно впечатляющая, опять
же на любителя. А доехать сюда из Амстердама элементарно – 40 минут на поезде.
Из Гааги с 2006 года вообще можно приехать на скоростном трамвае. Можно
приехать на поезде и из аэропорта Схипхол (полчаса). Как и в столице, в
Роттердаме есть проблемы с парковками в центре. Единственное, чем Роттердам
компенсирует свой неуют, так это обилием парков. Хотя в Гааге их еще больше. Но
обо всем по порядку...
Роттердам
стоит на берегу Нового Мааса (Nieuwe Maas) – это один из рукавов устья
реки Маас. Центр города располагается на северном берегу,
основные жилые и промышленные районы – на южном. Впрочем, тут уже нельзя
понять, где Рейн, а где Маас – обе реки почти что сливаются, следуя
параллельным курсом к морю. Название Роттердам означает «дамба
на реке Роттер» – впрочем, этого маленького рукава речной дельты уже нет.
История города типична для остальной Голландии – поселение в виде рыбацкой
деревни возникло в начале X века, в 1260-х годах построили дамбу, а в 1340 году
Роттердам получил статус города. Долгое время город развивался слабо, находясь
в тени ныне совсем провинциальных Делфта и Лейдена, но после сооружения канала
в 1872 году пошли новые импульсы. Дальнейшую историю определил майский налет
люфтваффе и послевоенная портово-индустриальная революция.
Примерно 30% населения
Роттердама имеет неголландские корни. Это самый неевропеоидный по
расовому составу город страны. И главное календарное событие Роттердама
абсолютно неголландское по сути. Это летний карнавал (Zomercarnaval),
на котором все тусуются в зажигательном карибском стиле – негритянки с грудями
третьего размера и символическими повязками между ног. Проходит он в конце
июля. В конце января в Роттердаме проходит международный кинофестиваль
(в основном альтернативное кино), в апреле – марафон, в котором
принимают участие самые сильнейшие (здесь, кстати, два раза ставился мировой
рекорд, в 1985 и 1988 годах), в июне – международный поэтический фестиваль,
в августе – танцевальный парад под патронатом «Хайнекена», в начале
сентября – праздник порта (Wereldhavendagen), выливающийся в парад
лодок, кораблей, пожарных, докеров и полицейских. Летом по средам, как и в
Амстере, практикуется ночное катание молодежи на роликах. Ночные клубы
Роттердама в основном зациклены на хип-хопе, в отличие от амстердамского техно.
Транспорт
в Роттердаме по структуре аналогичен амстердамскому: метро (две ветки,
с 1970 года), трамвай (с 1879 года, 9 маршрутов) и автобус (38 маршрутов). В
отличие от Амстердама, здешнее метро полезно, поскольку от вокзала довозит
практически до всех интересных туристу сайтов. Узнается подземка по большой
желтой букве «М». Синяя линия (Erasmus lijn) соединяет вокзал, центр и южный
район Фейеноорд, красная (Calandlijn) – западные и северо-восточные пригороды.
Станция пересадки (Beurs) расположена в самом центре города. В центре метро
подземное, за его пределами, как правило, наземное. Интервал движения на синей
ветке в дневное время – 5 минут. Автобусы, как правило, актуальны для окраин,
не охваченных метро. Ночью ходят только специальные автобусы (4,5 €), и то
только по пятницам и субботам. Система оплаты аналогична амстердамской
(стриппенкарта).
Несмотря на
все свои успехи по благоустройству, Роттердам оставляет неуютное, давящее, а
временами пугающее впечатление. Привлекательно Роттердам выглядит только в
хорошую погоду, то есть редко когда. Под низкими свинцовыми облаками и на пронизывающем
ветру весь урбанистический блеск города не вызывает положительных эмоций.
|