Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Вторник, 07.12.2021, 19:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Оман


Низва
[ ] 04.09.2009, 13:49
Столица провинции Дахилия и один из самых знаменитых городов Омана находится у западных отрогов гор Джебель Хаджар на плато аль-Джауф на высоте 630 м над уровнем моря. На протяжении длительных периодов истории Низва была духовным центром Омана и главным оплотом обороны внутренних районов страны. Средневековый арабский путешественник Ибн Батута, посетивший Низву, писал о ее ручьях, садах и пальмовых рощах, мечетях и рынках. Он отмечал смелость и храбрость жителей этого города, которыми правил султан Абу Мухаммед из племени азд. Будучи резиденцией имамов, в XVIII в. именовалась «священной Низвой». Наконец, Низва - старейшая из столиц Омана.
Сегодняшняя Низва — город с каменными домами, построенными на склоне горы. Вокруг Низвы, лежащей в овальной долине, раскинулись обширные рощи пальм (50 тыс. деревьев), под сенью которых растут деревья манго, разбиты огороды и поля клевера. Финики, выращиваемые в Низве, считаются одними из лучших в Омане. Все поля вокруг города орошаются двумя подземными каналами, один из которых называется Дариш, а второй — аль-Гантак.
ИСТОРИЯ
Когда в VI в. группа арабских племен аль-азд вытеснила персов из южных областей Омана вплоть до Сохара, вождь арабов Малик бин Фахм основал первое независимое государство на территории нынешнего Омана со столицей в Низве. Неподалеку отсюда - возле Бахлы - произошло решающее сражение с персидскими войсками шаха Кавада I. Следующий персидский шах, Хосров I Ануширван, признал автономность арабов, а их предводитель получил титул «джуланда», ставший позднее неотъемлемой частью имени правящей семьи. В 751 г. Джуланда бин Масуд из племени азд стал первым оманским имамом. Самоуправление оманцев было не по душе аббасидским халифам в Багдаде. Войско, посланное халифом Абу-ль-Аббасом ас-Саффахом, вторглось в Оман. Имам Джуланда бин Масуд был убит. Однако полностью подчинить Оман халифам не удалось. Период правления первых имамов считается «золотым веком» Низвы.
Бурный IX в. стал свидетелем сначала межплеменной войны, а затем новой карательной экспедиции, посланной аббасидскими халифами. При имаме Аззане бин Тамиме аль-Харуси (890-893 гг.) межплеменная гармония нарушилась и началась гражданская война. Багдадские халифы увидели в этом возможность вернуть Оман в халифат. Аббасидский наместник Бахрейна Мухаммед ан-Нур с благословения халифа Мутамида вторгся в Оман. Он столь рьяно искоренял крамолу, что остался в оманских хрониках под именем «Бин Бур» (сын опустошенных земель). В основном бесчинства Мухаммеда совершались в районе Низвы. Было сожжено немало книг, разрушены фаладжи (колодцы). Голова руководителя сопротивления халифским войскам Аззана бин Тамима была отослана в Багдад. В 896 г., то ли полагая, что власть халифа восстановлена, то ли опасаясь угрозы карматов, Мухаммед покинул Оман, посадив в Низве своего правителя. Однако при внешнем спокойствии в стране продолжали кипеть страсти: улемы вели нескончаемые споры о природе власти имама. Причем, улемы Низвы были зато, что община может смещать имама, а улемы Рустака возражали против такого радикального подхода. Эти разногласия и рождаемые ими постоянные распри привели к упадку во внутренних районах. Прибрежные же области продолжали развиваться и богатеть. В X в. главным городом Омана фактически стал Сохар. Под стенами этого города имам аль-Уарит бин Кааб аль-Харуси в конце X в. одержал победу над войском халифа Гаруна ар-Рашида, взяв реванш за поражение, понесенное оманцами за сто лет до этого от Мухаммеда ан-Нура. Позднее страна попала под власть каспийских горцев Бундов, захвативших Багдад. Около 1055 г. после падения Бундов, имамы восстановили власть над Оманом.
Своего второго «золотого века» Низва дождалась при Султане бин Сейфе I, изгнавшем последних португальцев из Омана. Он стал имамом в 1649 г., сделал Низву своей столицей и построил здесь мощный форт, на что ушло 12 лет. Большое внимание султан уделял выращиванию лошадей. Из Низвы Султан посылал послов в Индию, Персию, Йемен и Ирак. Он же велел провести от Изки до Низвы самый большой в Омане фаладж - Фаладж Дарис (по названию одного из кварталов Низвы). Этот фаладж до сих пор снабжает водой значительную часть города. Султан бин Сейф построил форт в Низве и сделал город своей столицей. Сын Султана бин Сейфа, Бальараб, ставший имамом в 1668 г., изменил Низве, построив форт в Джибрине и перенеся туда столицу. В 1744 г. (по некоторым утверждениям, в 1749 г.) в Низве ассамблеей шейхов и улемов был провозглашен имамом 44-летний Ахмад бин Сайд, основатель династии Аль Бу Сайд. Он правил до 1783 г. и умер в Рустаке, где и похоронен.
В XIX в. вали Низвы был Фейсал, второй сын султана Турки. Старший же сын султана, Мухаммед, был вали Сохара. По традиции именно Мухаммед должен был наследовать отцу, но Фейсал понравился большинству шейхов Низвы и они использовали все свое влияние для того, чтобы именно он был объявлен султаном.
В 1913 г. Низву захватили восставшие племена во главе с имамом Салимом бин Рашидом аль-Харуси. Город снова стал центром внутренних районов, противостоящих султану Маската. В 1920 г., в соответствии с Сибским соглашением, жители Дахилии получили возможность вести торговлю через порты побережья. В 1957 г. шейхи местных племен в Низве изъявили свою преданность султану Маската.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
ФОРТ НИЗВА
Считают, что первое укрепление на этом месте было построено имамом Бин Маликом аль-Ханимом аль-Харуси в 851 г. (по другим утверждениям - в XII в.). В начале XVI в. португальцы разорили Низву, после чего форт был отстроен заново - еще мощнее. Нынешняя крепость возведена в 1649-61 гг. имамом Султаном бин Сейфом I. Материалом для строительства служили камень и сарудж - обожженные кирпичи из глины, смешанной с кусками пальмового дерева. В 1988-91 гг. проведена реставрация. Как водится, в форте множество секретных проходов и туннелей, но их туристам нигде не показывают, за исключением форта аль-Хазм.
Слева от входа в крепость - мабраз, своего рода «зал ожидания» для посетителей. Ворота в стене крепости ведут в ас-сабах ад-дахили - внутреннюю часть дома имама. За воротами справа - крюк на цепи, где висел бурдюк с водой. Дальше в нескольких шагах блок с веревкой (маххаля) показывает место колодца с небольшими бассейнами с двух сторон. Прямо впереди - меджлис - комната приема посетителей. Обратите внимание на потолок: поперечные балки сделаны из индийского тика, продольные - из мангровых деревьев. Здесь же циновки и подушки. На таких вы можете посидеть в народном оманском ресторане. На стенах - прямые оманские мечи, маленькие щиты, винтовки и патронташи. Винтовки в основном немецкие, производства конца XIX - начала XX вв. Они используются оманцами до сих пор - как непременная принадлежность группового мужского танца.
Выйдем из меджлиса и пойдем направо. Большие кувшины (харш) с двух сторон ворот использовались для хранения для питьевой воды, финикового сиропа и растительного масла. Слева от входа - склад с дерюжными мешками (хсафа) и кувшинами, в которых хранили зерно и финиковый сироп. Справа впереди - хозяйственные помещения с колодцем и местом для омовения перед молитвой (в дальнем правом углу). Узкий проход ведет во двор со сложной конфигурацией. Первая дверь направо - личные покои имама. Во второй комнате люки напоминают о многочисленных подземных ходах, без которых не обходится ни один уважающий себя форт. Большинство из них были в более позднее время заделаны, чтобы защититься от проникающих через них насекомых. На две Т-образные опоры над кроватью вешалась кисея, защищавшая от москитов (башшан). Покои имама обставлены скромно, в духе оманских традиций. Выставленная на полках красивая посуда (в основном китайская) использовалась для красоты, а для еды - только в исключительных случаях. Справа на верхней полке - подставки для книг. Предметы, напоминающие широкополые шляпы, называются нетт и предназначены для того, чтобы накрывать еду от пыли и мух.
Напротив входа - своего рода ванная: колодец и каналы для подачи воды. Рядом - маленький туалет с настоящей канализацией. Конус с жаровней использовался для ароматизации одежды при помощи благовоний (бухур).
Следующая дверь направо - оманская кухня. Большой чан у входа слева называется марджал, а большая круглая циновка на стене (симма) использовалась для разделки мяса и сортировки фиников. Слева в углу - маленький очаг с круглым блюдом (тубиг или тубидж) для выпечки оманского хлеба рхаль. На стене - массивные половники махмас, используемые для обжаривания зерен кофе. Кофеварка далля - символ оманского гостеприимства. Если вам где-нибудь не предложили кофе и финики - значит, обошлись с вами невежливо. В соседней комнате на стене - кувшин для молока (кыдр). Дальше прямо - небольшие комнаты школы (Мадраса). Справа - личные покои имама. Здесь же, на антресолях, но с другой стороны - гурфат аш-шауи, комната приема (дословно «шауи» означает «пастух», но от этого же корня происходят названия самых «крутых» угощений из жареной на углях баранины: мешуи и шуа).
Наконец, самое могучее сооружение - цитадель, которая строилась в течение 12 лет (завершена в 1660-1661 гг.). Вход в нее - от меджлиса. Гигантская башня 27 м в высоту и 50 м в диаметре до высоты 14 м забита землей.
Подъем по лестнице, перегораживаемой несколькими дверями, ведет на верхнюю площадку с современным флагштоком посередине. Высота стены, окружающей площадку - 10, 5 м. По периметру - бойницы с пушками. Легкие мортиры произведены в Низве, на одной из них выгравировано имя имама Султана бин Сейфа I (у правого входа на западную лестницу). Одно орудие сделано в Бостоне и было среди подарков, привезенных из США от президента Мартина Ван Бурена первым оманским послом Ахмадом бин Нааманом аль-Кааби. Эта пушка - крайняя справа под северной лестницей на лафете без колес.
Впечатляют колодцы, которые обеспечивали водой защитников цитадели. Всего в крепости 12 колодцев. Небольшое строение в южной стороне - мечеть, что можно понять по узкому, словно бойница, михрабу (ниша, указывающая направление к Мекке).
МЕЧЕТЬ СУЛТАНА КАБУСА
Красивое здание с куполом голубых и золотых тонов стало такой же визитной карточкой Низвы, как цитадель. Утверждают, что мечеть на этом месте существовала со 2 г. хиджры (623 г.) и была построена Абдаллой бин Мухаммедом аль-Ибади. Нынешнее здание возведено в начале 1970-х гг.
СТАРЫЙ ГОРОД
Стены с несколькими воротами создают уютную атмосферу. Главную территорию старого города занимают рынки. Часть их располагается в старинных постройках, а часть - в современных зданиях, напоминающих наши колхозные рынки. В Низве самые низкие цены в Омане на предметы традиционных ремесел и антиквариат.
РЫНКИ НИЗВЫ
Сувенирный рынок находится в крытой галерее, расположенной вдоль городской стены, идущей от цитадели. Каждая лавка здесь - маленький музей. Выйдя из галереи, вы увидите ворота, ведущие в Сук Шарки (Восточный рынок). Справа возле входа - лавка пряностей и благовоний, в том числе привозных - из Сингапура, Индии, Ирана. Дальше находится еще одна галерея с лавками, называемая Сук аль-Харрафин (Рынок ремесленников). Цены на антиквариат, изделия народных промыслов и драгоценные металлы в Низве самые низкие. Один грамм золота стоит 4 риала, 1 грамм серебра - 120-200 бейс. Здесь потрясающий выбор тростей, бедуинских ружей и, конечно, знаменитых кинжалов. Большинство кинжалов, которые вы видели на рынках Маската, произведены в Низве.
Среди сувениров, которые иностранцы увозят из Омана - редкие монеты. Здесь, в государстве купцов и мореходов, издревле обращались деньги самых разных стран. При династии аль-Яаруби в ходу были арабские монеты и монеты индийских княжеств. Позднее широкое хождение получили австрийские талеры императрицы Марии Терезы. Занзибар начал чеканить свою собственную монету в 1882 г., но прекратил через 8 лет, когда стал британским протекторатом. В 1894 г. при султане Фейсале бин Турки Маскат тоже обзавелся своей валютой - «анна», однако она просуществовала лишь до 1899 г., снова уступив место иностранным деньгам. В 1890-х гг. в регионе ходили монеты германской Ост-Африканской компании; надписи на одной стороне у них были сделаны по-немецки, а на другой по-арабски значилось: «германская компания».
В 1939 г. султан Сайд бин Теймур заказал в Индии значительное число монет («риал Сайда»). В 1970 г. султан Кабус сделал его единственной валютой, имеющей хождение в стране. С 1974 г. «риал Сайда» был заменен оманским риалом. Вплоть до 1974 г. талеры Марии Терезии были одним из самых надежных платежных средств. Они назывались Maria Theresa dollar и обозначались знаком МТ $.
Красивые и большие «кырш франс» пользуются спросом не только у иностранцев. Оманские женщины любят использовать их в своих украшениях. Для этого к монетам припаиваются «ушки». Стоит один «ефимок Марии Терезии» около 2 риалов.
В новых зданиях современного дизайна разместился полный набор продовольственных рынков: от фруктово-овощного до рыбного. В первом в конце зала торгуют халвой самого разного сорта.
Сразу за стеной старого города находится Козий (он же Овечий) рынок, работающий по вторникам и пятницам. Место, где он проходит, легко найти по выложенным на земле концентрическим кругам. Покупатели сидят на внешнем круге. Мимо них по галечному кругу ведут скот - и покупатели называют свою цену. Рынок открывается в 8.00 и продолжается до конца торгов (обычно не дольше 12.00).
МОГИЛА ИМАМА УАРИТА БИН КААБА
Находится в небольшой мечети его имени. Это первая мечеть при въезде в город со стороны Маската (слева от главной дороги после отеля «Фаладж Дарис»), Имам Уарит бин Кааб - одно из наиболее почитаемых исторических лиц в Омане. Как гласит предание, Уарит пришел в Низву из горной деревни Вади бени Харус, повинуясь голосу, который велел ему «идти восстановить справедливость». В то время имамом был Мухаммед бин Аби Аффан, грубость и заносчивость которого вызывала у многих возмущение. Уарит возглавил борьбу против тирана и был, в конце концов, избран имамом. Другое предание повествует о его гибели. Как-то после сильных дождей водный поток разрушил тюрьму, где содержались разбойники. Уарит бросился им на помощь, но погиб вместе с телохранителями. Впрочем, разбойники тоже не спаслись.
КЛАДБИЩЕ МАКБАРАТ АЛЬ-АМА
Находится на окраине города. Миновав дауар аль-Китаб (круговую развязку Священной Книги), поверните налево у высокой сторожевой башни. Дорога пойдет через старейшее кладбище Низвы, где похоронены многие имамы, в том числе Насер бин Муршид, основатель династии аль-Яаруби. На территории кладбища находятся несколько совсем маленьких мечетей, вмещающих каждая лишь несколько человек. Эти мечети построены суфиями и до сих пор используются для проведения мистических обрядов. Желательно вести себя разумно и сдержанно. Большие группы туристов не приветствуются.
МЕЧЕТЬ МАСДЖИД АЛЬ-ХАСАТ (СКАЛЬНАЯ МЕЧЕТЬ)
Свернув направо с главной улицы на указателе Falaj Daris, езжайте налево и после того, как закончится асфальт, продолжайте движение по грунтовой дороге. Через 2 км слева вы увидите скалистый утес, а на нем мечеть. Она построена там, где любил предаваться молитвам знаменитый суфий Хамад бин Абдалла аль-Кинди. Кстати, каждый знает, что лежащий возле мечети обломок скалы - дело рук знаменитого суфия, который заставил этот камень переместиться сюда с вершины горы. Каким образом? При помощи стебелька травы. Впрочем, подобных историй вы наслушаетесь здесь немало, ибо Низва в древности считалась одним из двух главных центров колдовства. Вторым была (и остается) Бахла.
МЕЧЕТЬ С ДВУМЯ МИХРАБАМИ
В 1 км дальше слева от дороги - три старых покинутых мечети. Одна из них относится к старейшим в Омане и во всем мире. Это мечеть аш-Шауадна, построенная на том месте, где братьям Джуланда было зачитано послание пророка Мухаммеда. О древности мечети свидетельствует то, что у нее два михраба (ниша, указывающая направление лица молящегося при молитве): один указывает на Мекку, другой - на Иерусалим. Как известно, пророк Мухаммед поначалу предписывал молиться, обратясь лицом в сторону Иерусалима, и лишь позже велел поворачиваться к Мекке.
Музеев в Низве нет. Но превосходную коллекцию мечей, винтовок и кухонной утвари можно увидеть на стенах туристического ресторана «Аль-Акар» возле рынков в старом городе.
Читать дальше
Категория: Оман | Добавил: magnitt | Автор: Магнит
Просмотров: 1481 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2021
Сайт управляется системой uCoz