Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Суббота, 25.11.2017, 06:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Польша: быт, традиции, культура


Польша в Новое время
[ ] 17.02.2011, 22:51
Реформация и контрреформация
Согласно общему заблуждению, католическая церковь в Польше оставалась вне конкуренции в ее духовном доминировании в Польше на протяжении 1000-летней истории. К середине XVI в. в сейме преоблада­ли протестантские князья, кото­рые ограничивали власть цер­кви. Как мы видели, Польша за­нимала официальную позицию религиозной терпимости. Это приве­ло к тому, что лютеранская Ливония искала у Польши защиты от правосла­вной России. Эта область стала польской территорией. Многие польские дворяне приня­ли протестантизм, а немецкие области были лютеранскими. Отсюда следовало, что Польша станет протестантской нацией, как ее западные соседи. Но отсутствовал ключевой фактор. При отсутствии среднего класса торговцев и ремесленников в Польше было деление на классы, укоренившиеся в феодальном обществе.
Это положило начало тенденции, которая оказывала сильное влияние на польское обще­ство в течение следующих веков. В то время как в странах Запада рос средний класс, ничего подобного не было в Польше (отсюда необхо­димость иммиграции еврейских и немецких поселенцев). Это был городской средний класс, который питал реформацию на Западе и кото­рого не было в Польше. Популярность рефор­мистского движения в Польше была почти исключительно явлением высшего класса, тогда как крестьяне оставались лояльными католиче­ской церкви.
Контрреформация была довольно бескров­ной победой католиков. Польская церковь была восстановлена, и иезуиты открыли школы и помогали восстановить то, что потеряла като­лическая церковь. Ключевой момент наступил в 1564 году, когда короля Зыгмунта II, который раньше предпочитал протестантизм, убедили принять католичество. Протестанты не подвер­гались гонениям. Официальная позиция рели­гиозной терпимости оставалась непоколеби­мой, хотя иезуитам предлагалось обратить оставшиеся группы проте­стантов. Православных каза­ков на Украине также пыта­лись обратить, что было одной из причин восста­ния 1648 года.
Позиции католической церкви в Польше упрочи­лись во второй половине XVII в., когда протестант­ский шведский король Карл X вторгся в страну, грабя церкви и мона­стыри и совершая зверства против мирного населения. Это нападение рассматривалось населением как война протестантов против католиков, а не как захват земель.
Потоп
В 1648 году начался так называемый потоп, когда Польша была одновременно атакована шведами, татарами и казаками. Польская уязви­мая позиция была в значительной мере след­ствием внутренних конфликтов между вздор­ными и гордыми аристократами. Этот период истории был описан в довольно националисти­ческой манере в эпическом романе «Потоп» Генрика Сенкевича (1846-1916). После того как шведы разграбили большую часть страны, поля­ки перегруппировались и оказали жесткое сопротивление, чтобы вернуть большую часть территории. Поляки часто вспоминали потоп в своей последующей истории как пример проти­востояния иностранному вторжению.
Мир со шведами был обеспечен договором Олива в 1660 году, но Польша и Литва лежали в руинах, с врагами, стоящими на их границах. Территория Речи Посполитой заметно сократи­лась, и почти половина населения поги­бла от войны и болезней.
Возможно, лучшие времена насту­пили в 1683 году, когда король Ян III Собеский уверенно   разгромил турецкую армию, осаж­давшую   Вену.   Многие поляки до сих пор гордятся этой победой, так как «спасли» христианскую Европу от мусуль­манского ига. Однако австрийцы давно имели виды на Галицию в Южной Польше, и задолго до этого два государства находились в состоя­нии войны.
В Речи Посполитой продолжались раздоры из-за кумовства, неэффективности политиче­ской структуры и внутренних распрей между группами аристократов. По мере деградации центральной власти соседи Польши стали обра­щать на нее хищные взгляды. В частности, Рос­сия во времена правления Петра I (1682-1725) и Екатерины II (1762-1796) использовали вну­тренние разногласия, чтобы получить влияние на Варшаву.



Категория: Польша: быт, традиции, культура | Добавил: magnitt
Просмотров: 3202 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz