Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                    

Суббота, 25.11.2017, 19:37
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Страны, города, курорты...

Главная » Файлы » Таиланд: быт, традиции, культура


Монастыри, храмы, ритуалы
[ ] 16.02.2011, 23:36
Жизнь монаха
По утрам в Таиланде часто можно увидеть процессии облаченных в шафранные одеяния монахов с чашами для подношений в руках. Люди выходят им на встречу из своих домов и кладут в чаши еду, которую монахам надлежит съесть до полудня - остальную часть дня они постятся.
Монашеские облачения состоят из трех лоскутов хлопчатобумажной материи шафранного цвета. Один из них они носят как саронг, другой перекидывают че­рез плечо, а третьим обертывают все тело.
Часть дня монахи проводят, медитируя или изучая священные буддийские тексты. Многие монахи вовле­чены в общинную жизнь - как учителя и советники. Они организуют похоронные и прочие церемонии. Монахи, как правило, присутствуют на открытии раз­личных учреждений и магазинов, а также на праздне­ствах в честь знаменательных событий в общине. За все, что происходит в стенах монастыря, отвечает на­стоятель, высоко почитаемый всеми членами общины.
Монахини
Тайская женщина может войти в храм только как мо­нахиня, то есть с обритой головой и в белом, а не в шафранном, как у монахов-мужчин, одеянии.
И хотя монахини в Таиланде могут принимать обе­ты, это не уравнивает их «в правах» с монахами: им не разрешается сидеть вместе с ними на возвышениях в «сале» (зале собраний), а надлежит оставаться в толпе с мирянами. Как и мирянкам, монахиням не дозволе­но касаться монаха или его одежды, равно как и пере­давать ему что-либо непосредственно из рук в руки.
Храмовый комплекс
Буддийский храм представляет собой не одно строение, а целый комплекс сооружений различных типов (разу­меется не все из них имеются в каждом тайском храме).
Самым главным строением храмового комплекса яв­ляется бот. В нем проходят важнейшие религиозные церемонии, в частности, посвящение в сан. В алтарную часть бота, хранящую статую Будды и окруженную кольцом из восьми ограничителей, допускаются толь­ко монахи.
Все прочие церемонии и собрания проходят в ви-харне. Во время них монахи восседают на приподня­той платформе, читая нараспев молитвы и обращаясь с проповедями к верующим, которые становятся перед монахами на колени, преподнося им подношения: еду, венки и прочие дары. В вихарне устраиваются и похо­ронные церемонии. Залом для собраний верующих служит сала ганпрэн.
Чеди, или ступа представляет собой сакральное со­оружение с конусообразным шпилем, в котором хра­нятся реликвии Будды или же останки членов королев­ской семьи, известных монахов или прославленных мирян. Чеди бывают округлой, квадратной или много­угольной формы, маленькие и большие. Самой боль­шой в Таиланде является колоколообразная чеди в Накхонпатхоме, к западу от Бангкока. Она видна на мно­гие километры окрест.
В каждом храмовом комплексе есть дерево бо. Со­гласно буддийским преданиям, именно под таким де­ревом (принадлежащим к семейству фиговых) достиг просветления Будда.
Монашеские кельи обычно представляют собой ма­ленькие домики, самый большой из которых предна­значается для настоятеля.
Монастырская библиотека традиционно располага­ется в середине пруда - для защиты священных книг от термитов.
На территории храма может находиться кремато­рий - башеннообразное сооружение с лестничным маршем, ведущим к месту кремации тел усопших. Правда, крематории имеются не во всех буддийских храмах.
Еще одно строение тайского храмового комплекса -пранг представляет собой башню в кхмерском сти­ле, унаследованном тайцами от индуистской архитек­туры.
Для созыва монахов на молитвы служит колокол или гонг.
Изображения Будды
Статуи Будды не следует воспринимать как идолов. Большие или маленькие - все образы Будды священ­ны, и к ним надлежит относиться с почтением. Неко­торые статуи - преимущественно это образы Лежа­щего Будды - огромны по размерам. Садиться на ста­туи или становиться перед ними для фотоснимков не стоит - тайцы могут расценить это как святотатство. Не следует также указывать на изображения Будды ногой - это тоже будет воспринято тайцами как ко­щунство.
ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМОВ
Ограничений для посещения тайских храмов лицами, не исповедующими буддизм, нет - при ус­ловии уважительного отношения к мест­ным святыням и традициям. Одеваться следует скромно. Шорты и открытые майки лучше не надевать. Женщинам следует приходить в храм в юбках. Ес­ли вы оденетесь неподобающим об­разом, вам могут выразить порица­ние или даже не пустить в храм.
Вход в некоторые храмы, особенно в Бангкоке, плат­ный. При входе в любое храмовое строение следует всегда снимать обувь. Фо­тографировать  в  боль­шинстве храмовых комплексов разрешается, но лучше об этом справиться заранее.
Монахи, в особенности молодые, не упускают случая попрактиковаться в английском языке и без стеснения заговаривают с зарубежными гостями. Но не пытай­тесь вовлечь их в теологические дискуссии - как пра­вило, в беседы вступают послушники, а их знание ан­глийского языка не простирается так далеко.
При посещении монастыря, в котором редко быва­ют иностранцы, будьте готовы к тому, что вас могут пригласить к настоятелю. Подобное приглашение сле­дует расценивать как большую честь: приветствовать настоятеля следует уважительным ритуалом вай, а при беседе держаться так, чтобы ваша голова находилась ниже его головы.
Женщины и монахи
В отличие от мужчин, женщины в жилые зоны мона­стырей не допускаются. Женщины не должны касать­ся ни самих монахов, ни даже их одежды, не имеют права передавать им дары из рук в руки. Желая что-то передать монаху, женщина может положить свой дар на землю перед ним (монах скорее всего расстелет для этой цели кусок белой ткани) или же попросить пере­дать дар мужчину. Точно так же, путешествуя в автобу­се, женщинам не следует садиться рядом с монахами. Интересно, что разговаривать с монахами женщинам разрешается.
РЕЛИГИОЗНЫЕ РИТУАЛЫ
Почасового расписания отправлений буддийского культа, главными действами которого являются моле­ния, посвящения и подношения реликвиям Будды, в храмах нет. Когда в храме собирается много народа, -а это случается в какой-либо праздник или по священ­ным дням Ван Пхра, - настоятель или старший по положению монах может прочитать верующим корот­кую проповедь. Ван Пхра отмечается четыре раза в ме­сяц, в дни полнолуний и новолуний луны. В этот день монахи прослушивают читаемые для них 227 устано­влений для монахов (Паттимоккха) и принимают ис­поведи прихожан.
Как и в исламе, совершение паломничеств не вменя­ется верующим в обязанность. Однако многие тайцы посещают священные места в Таиланде, приумножая таким образом свои «заслуги». Некоторые особо почи­таемые паломниками алтари и храмы находятся на вершинах гор (например, Дои Сутхет в Чиенгмае), и добраться до них можно только пешком. В жаркий день восхождение на гору оборачивается тяжелым ис­пытанием, но это не останавливает верующих незави­симо от возраста и физической подготовки.




Категория: Таиланд: быт, традиции, культура | Добавил: magnitt
Просмотров: 2198 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz