Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                   
Суббота, 22.07.2017, 04:43
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Главная » Статьи » Полезная информация » Народы, традиции, обычаи


Эти странные англичане -2

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Англичанами правит довольно простой набор жизненных правил и ценностей, которым, по крайней мере на словах, служит каждый. Есть, правда, одно исключение из этой систе­мы.

Здравый смысл

Здравый смысл - понятие для англичанина основополагаю­щее буквально во всем. Только здравый смысл подскажет, сто­ит ли брать с собой зонт на случай дождя. Здравый смысл твердит: нельзя сидеть на холодном камне (иначе получите геморрой). Согласно здравому смыслу всегда следует наде­вать чистое белье - а вдруг вас собьет машина, и вы попадете в больницу?

На самом деле именно здравый смысл и определяет общее нежелание англичан хоть в чем-то ошибиться, совершить хо­тя бы один неверный шаг. Позволить переменчивым обстоя­тельствам одурачить себя? О, это поистине непростительно! Всегда следует "быть готовым" к любым выкрутасам судьбы. Каждое мероприятие, запланированное на свежем воздухе, должно иметь некий альтернативный вариант "под крышей" на тот случай, "если произойдет самое худшее". Даже в анг­лийских бухгалтерских отчетах есть особая графа: "непред­виденные расходы". И тот факт, что порой на важных дело­вых встречах англичане оказываются менее подготовленны­ми, чем представители других государств, отнюдь не спосо­бен поколебать их уверенности в непременном торжестве здравого смысла.

Именно здравый смысл и делает англичан столь отличными ото всех. На Ривьере они, возможно, выглядят довольно нелепо в своих пластиковых плащах, но хорошо смеется тот кто смеется последним, - особенно когда внезапно и черес­чур рано подует холодный мистраль.

Правила игры

Если англичане говорят, что вы "знаете правила игры" - зна­чит все, вас действительно признали! Ибо подобной оценки иностранец удостаивается крайне редко и никогда - всеми единодушно.

К игре или спорту это выражение практически никакого отношения не имеет, речь идет о манере поведения (как на игровом поле, так и вне его), которое действительно вызыва­ет уважение англичан. При любых физических испытаниях тот, кто "знает правила игры", постарается сделать так, что­бы не было заметно, каких усилий ему это стоит, и - в идеа­ле - выиграть благодаря своему внутреннему превосходству. А затем проявит скромность и не станет кричать о своей побе­де, а также проявит великодушие по отношению к проиграв­шему.

Без сомнения тот, кто знает правила игры, должен уметь и проигрывать. Недопустимы споры с судьями или внешне про­явленное огорчение. Напротив, небрежно брошенное (но ни в коем случае не сквозь зубы!) замечание типа "лучшие всегда выигрывают!", адресованное всем и каждому, очень и очень желательно даже в случае понесенного вами сокрушительно­го поражения,

И не то чтобы эти слова способны были действительно ко­го-то обмануть - для этого у англичан слишком развит дух со­перничества, особенно в спорте. Англичанин, пожалуй, пред­почтет, чтобы кто-то перебежал ему дорогу в любовных де­лах, а не обыграл в теннис, но ни в том, ни в другом случае он не позволит, чтобы его переживания кто-то заметил: это оз­начало бы, что он "зашел слишком далеко".

Склонность к пуританству

Как правило англичане не озабочены всерьез поисками соб­ственной души и склонны к самокопанию меньше других на­ций Что, однако, не мешает им постоянно быть погруженны­ми в мрачные размышления - особенно после сокрушитель­ного спортивного поражения или нескольких недель затяж­ных дождей кряду.

Но вот чего у англичан действительно не отнять, так это склонности к пуританству, которая таится в их душах так глу­боко что лишь немногие подозревают о ее существовании. В частности, проявлением типично английского пуританства являются строгие законы о торговле спиртными напитками, определяющие часы и правила продажи этих напитков в па-бах гостиницах и т.п. Сейчас эти законы стали менее жесто­кими, но англичане все равно в глубине дутый уверены, что грешно доставлять себе удовольствие все 24 часа в сутки.

Десятилетиями они вели дебаты, проводить или не прово­дить национальную лотерею, а теперь принялись спорить о том, каков должен быть выигрыш: им видится нечто непри­стойное в самой возможности выиграть слишком крупную сумму сразу.

Англичан очень беспокоят моральные аспекты телевизи­онных передач, поэтому у них есть некий "час Ч", после кото­рого детей не должны видеть в непосредственной близости от телевизора, дабы их юные души не подверглись тлетвор­ному воздействию весьма откровенных эротических шоу, грязного языка и разнообразных сцен насилия - то есть все­го того, о чем подростки уже распрекрасно знают от прияте­лей. Английское пуританство особенно ярко проявляется в представлении о том, что все, вызывающее у вас отвращение, безусловно и является самым для вас лучшим. Иначе просто не объяснишь, например, существование в английском меню такой гадости, как пудинг из тапиоки.

Изобретательность

Англичане бесконечно находчивы и изобретательны, однако от этого им обычно мало проку. Английские гении (почти все они мужчины, деловые качества которых оставляют желать много лучшего), точно овощи, сидят каждый на своей грядке и изобретают разные новинки, зачастую весьма своеобразно понимая насущные потребности человеческого общества, ко­торые якобы остались незамеченными их соотечественника­ми. Такой изобретатель, забившись в свою нору, вполне спо­собен создать столь жизненно необходимые вещи, как иде­альная яйцеварка, самогладящиеся брюки или крошечная приставная лесенка для паучка, случайно свалившегося в ван­ну, выбраться из которой ему не под силу. Иногда, впрочем, бывают действительно гениальные и многообещающие на­ходки, вроде так называемого оверкрафта, но прочие англи­чане и внимания не обращают на изобретения собственных гениев, пока какие-нибудь иностранцы не возьмут их гени­альные идеи на вооружение.

Любовь к клубному обществу

"Быть одним из" - вот что для англичанина действительно важно. Индивидуальность - это, конечно, очень хорошо, и в отдельных случаях она даже рекомендуется, но в целом все же предпочтительнее ощущать себя членом команды. Англича­нин чувствует себя особенно счастливым и спокойным, если окружен группой лиц, с которыми у него много общего (воз­можно, впрочем, все члены группы просто притворяются, что это так). Взаимное молчаливое одобрение в таком обществе внушает англичанам уверенность в себе, заглушая ощущение незащищенности.

Именно по этой причине английская жизнь полна загадок, связанных с наличием в этой стране огромного количества самых разнообразных клубов и обществ. На первый взгляд, многие из них были созданы исключительно в научных или академических целях - Общество Джейн Остин, Институт Психических Исследований, общество "The Sealed Knot", за­нимающееся воссозданием знаменитых баталий гражданских войн 1642-1646 гг., Общество по предотвращению незапла­нированных полетов над Атлантикой. Существуют также об­щества различных коллекционеров и энтузиастов - Общество любителей эфемеров', Общество любителей художественно­го выпиливания, Британское общество коллекционеров пуго­виц. Но сколь бы ни была достойной причина их создания, все-таки основу настоящего английского клуба составляет прежде всего конкретная общественная группировка, члены которой чувствуют себя комфортно, имея возможность об­щаться исключительно друг с другом и ощущая необычайное родство душ - хотя на самом деле ничего подобного ощущать' вовсе не обязаны.

Класс

Эта потребность "быть вместе" проявляется и в преданности англичан классовой системе, которой постоянно грозит уничтожение, но которая упорно остается центральным, оп­ределяющим моментом жизни английского общества. Для ан­гличан важность существования классов вряд ли можно пере­оценить, а уж отменить их попросту невозможно! Англича­нин воспринимает свой класс как очень большой клуб, чле­ном которого он является.

Причисления к тому или иному классу англичане добива­ются с помощью различных сложных маневров и затем, по­пав в эти замкнутые общественные группировки, чувствуют себя вполне комфортно и тут же принимают на вооружение самые различные, недоступные для остальных и порой взаи­моисключающие правила и обычаи, отныне питая ко всем "аутсайдерам", а также другим группировкам, нечто вроде фо­бии.

Согласно английской традиции, общество должно состо­ять из трех основных классов. В старину это были: аристокра­тия, купцы и трудящиеся. Однако, в связи с непреодолимым ростом купечества (или среднего класса), аристократия и трудящиеся были как бы вытеснены за рамки, а средний класс решил разделиться на верхний, средний и низший.

Но в последней четверти XX века все общество вновь пре­терпело коренные изменения и разделилось на пять основ­ных социальных групп, обозначенных по порядку буквами алфавита; верхние эшелоны - буквами АВ, а средние - буква­ми ВС. Самый нижний слой также подразделен на группы D и Е. Те, кто попадают в группу D, считают себя недооцененны­ми и лишенными многих привилегий, а потому презирают всех остальных. Ну а тех, кто принадлежит к группе Е, в рас­чет обычно вообще не принимают. Таким образом, невероят-i ю много англичан, а точнее, подавляющее большинство, ока­зываются в группе ВС. Те, кто попал в подгруппу С, постоянно стремятся перейти в подгруппу В, а члены подгруппы В лишь в кошмарных снах видят свое возвращение в подгруппу С.

Из-за этого представители данного класса никогда не знают покоя. Они прекрасно понимают, что при любых жизненных обстоятельствах должны производить "соот­ветствующее" впечатление - то есть такое, которое отвеча­ет их представлениям о том, что о них думают другие и как эти другие воспринимают то, что носят, говорят едят и пьют представители иного класса, а также - где они живут и с кем общаются.

И хотя англичане уверенно признают, что для их общест­ва весьма желательна куда большая социальная подвижность, в целом они все же явно предпочитают заключать браки вну­три своего класса, "среди равных". В таком случае не возника­ет необходимости спорить понапрасну, хорошо или плохо украшать стены уточками из фарфора, и стоит ли пользовать­ся ножами для рыбы.

Умение отвести другому "соответствующее место"

Ничто так сильно не огорчает англичанина, как неспособ­ность отвести кому-то "соответствующее место". Или, что еще хуже - ошибиться в отношении его социального положе­ния. Если англичанин не уверен в своих выводах, то может прибегнуть к целой серии довольно жестоких тестов.

По акценту здесь мгновенно определяют социальную при­надлежность того или иного человека. Так, растягивание глас­ных и медлительность речи давно не считаются недостатка­ми и обычно именуются "оксфордским акцентом" или "про­изношением Би-Би-Си" и даже дают определенные преиму­щества тем, кто так говорит.

Еще большее значение имеет ваш лексикон. Англичане сразу отличают тех, кто в полдень намеревается съесть "ланч", а не "обед", и полакомиться "пудингом", а не "сладким" или "третьим блюдом"; тех, кто сидит в "гостиной", а не в "комнате отдыха" или "зале", и на "софе", а не на "диване", и ходит в "уборную", а не в "туалет". Существует масса подоб­ных словечек, позволяющих одной общественной группе чем-то отличаться от другой.

Поведение за обеденным столом предоставляет еще одну возможность для подобной классификации. Особое значение имеет то, как тот или иной человек держит вилку и нож. Не­которые держат то и другое крепко, чуть ли не сжимая их в кулаке. Другие - свободно, как барабанные палочки, припод­няв вверх их ручки. Стоит посмотреть, как те и другие едят, например, горошек.

Даже наблюдая, как кто-то есть суп, можно определить, к какому классу относится этот человек. Так, например, некото­рые, следуя старинной морской традиции, всегда наклоняют тарелку от себя, чтобы суп не пролился им на колени в случае внезапно налетевшего шторма.

ПОВЕДЕНИЕ

Неподвижная верхняя губа

Настоящий англичанин должен всегда держать голову прямо и гордо, ни в коем случае не шевелить верхней губой (и тем более, ему нельзя допускать заметного ее дрожания, выдаю­щего эмоции!) и стоять, выставив вперед правую ногу и изо­бражая всей своей позой решительность. Правда, беседовать в такой позе несколько неудобно, а уж интимные интонации и вовсе исключаются. Однако и намертво застывшая верхняя губа, и решительная собранность движений свидетельствуют, по мнению англичан, о том, что является отличительным признаком нации: абсолютном владении собой.

Впрочем, в некоторых (особых) случаях позволительно проявлять свои чувства открыто, например, во время спор­тивных состязаний, на похоронах или же когда вам на ра­дость домой возвращается человек, которого все давно счита­ли умершим. Но и в этих случаях бурные эмоции непремен­но должны смениться смущением.

Не суйте нос в чужие дела!

Англичане считают, что совершенно недопустимо совать нос в чужие дела. При наличии такого комплекса допотопных традиций и нравов, какие существуют у них, излишнее любо­пытство и общительность могут привести к тому, что можно кого-то обидеть просто по незнанию. Редкий иностранец способен понять, сколь искренне англичане предпочитают заниматься исключительно своими делами.

Очередь - одно из немногих мест, где, по мнению англи­чан, не возбраняется разговаривать друг- с другом, даже если вы официально друг другу не представлены. Подобную воз­можность предоставляет также прогулка с собакой или какая-нибудь серьезная авария, например автомобильная. Однако всем ясно, что стоит одному из владельцев собак двинуться прочь или появиться спасательной команде, как подобным знакомствам тут же приходит конец. Застряв с кем-то из анг­личан, скажем, в туннеле подземки, вам, возможно, удастся спеть вместе с ними хором или завести легкую необремени­тельную беседу - но учтите: это ни в коем случае не пригла­шение к более постоянным отношениям!

Стоицизм

Говорят, что во время битвы при Ватерлоо герцог Веллингтон, заметив, что одного из его командиров ранило артиллерий­ским снарядом, сказал: "Господи, сэр, мне кажется, у вас ногу оторвало!". "Увы, сэр, - отвечал ему раненый генерал, - мне то­же так кажется". И только после этих слов галантный джентль­мен позволил себе потерять сознание и рухнуть с лошади.

Стоицизм, способность встречать превратности судьбы с веселым спокойствием - вот основные черты истинно анг­лийского характера. И это отнюдь не бесчувственность дере­вянной куклы с "неподвижной верхней губой", не восточный фатализм и не скандинавская угрюмость. Это просто особое отношение к жизни. Лучше всех сказал об этом Редьярд Кип­линг в стихотворении "Если...", самом, по всеобщему мнению, популярном среди англичан:

И если ты своей владеешь страстью, А не тобою властвует она, И будешь тверд в удаче и в несчастье, Которым, в сущности, цена одна...

Англичанин, которому свойственно подозревать всех ино­странцев в склонности чересчур бурно на все реагировать и вечно "устраивать шум по пустякам", сразу станет отно-Виться к вам гораздо теплее, если вы перед лицом врага про-"вите сдержанное чувство юмора. Пример типичного англий­ского стоицизма - случай с рабочим цирка, у которого тигр откусил руку. Когда несчастного доставили в больницу и спросили, нет ли у него на что-либо аллергии, он ответил: "Только на тигров."

Английские семьи

Английская семья - это группа близких родственников, кото­рым приятно оправдывать свое стремление к индивидуализ­му и уединению тем, что иногда они собираются все вместе.

Семья предоставляет англичанину роскошную возмож­ность вести себя так, как ему хочется, а не так, как полагается. Однако, если не считать ежегодных отпусков и праздничных дней, члены семьи отнюдь не горят желанием проводить много времени вместе. Как только заканчивается утомитель­ный период детства, англичане отправляются в плавание по жизни, не особенно стесняя себя размышлениями о своих де­тях или родителях.

"Традиционная английская семья" примерно такова: рабо­тающий папа, сидящая дома мама, на которой папа женат, и их 2-4 ребенка. Однако это, к сожалению, далеко не норма: 30 процентов родителей не заключают брак, 10 процентов детей воспитываются только одним родителем (из которых 10 про­центов отцы), и два брака из каждых пяти заканчиваются раз­водом. Две трети разведенных вступают в новый брак, а две трети тех, кто развелся и со своим вторым супругом, женятся (выходят замуж) в третий раз. После чего большая их часть успокаивается - возможно, в связи с полным брачным изне­можением.

Многие пары обращаются за советами к психологу, и по­рой это даже срабатывает, ибо они, будучи англичанами и, ра­зумеется, испытывая отвращение ко всяким "руководящим советам" да еще со стороны какого-то доброжелательного хлопотуна (который явно любит совать свой нос в чужие де­ла!), в итоге объединяются на почве общей неприязни и зано­во привязываются друг к другу.

Дети

У англичан есть КОРОЛЕВСКОЕ общество защиты животных от жестокого обращения (добровольная ассоциация под ко­ролевским патронажем) и КОРОЛЕВСКОЕ общество защиты птиц от жестокого обращения, но детей от жестокого обра: щения в этой стране защищает всего лишь НАЦИОНАЛЬНОЕ общество! Очевидно, что обременять королевское семейство еще и ответственностью за чьих-то там отпрысков было бы несправедливо.

Родители, похоже, воспринимают своих детей исключи­тельно как неприятную проблему или просто обузу. На Рож­дество и в день рождения они заваливают своего ребенка по­дарками, а в остальное время стараются сдерживаться да и вообще предпочитают предоставить воспитание детей кому-то другому или просто бросить их на произвол судьбы: пусть воспитываются сами.

Для английских детей детство - это такой период, который нужно миновать как можно скорее (чтобы, став взрослым и оглядываясь назад, можно было смахнуть с ресниц непроше­ную сентиментальную слезу). Для маленького англичанина стать взрослым значит достигнуть великих вершин: у взрос­лых ведь куда меньше обязанностей и ответственности, чем у детей.

Пожилые члены семьи

Большая часть англичан считает своих стариков "неудобны­ми". Английские старики часто заброшены родными и, если позволяют доходы, доживают свой век в сумрачных дома призрения. Впрочем, родственники довольно часто навеща­ют их, проверяя, насколько они здоровы и счастливы, а также хорошо ли работает охрана в этом заведении.

Разослав детей по школам, а стариков и вовсе с глаз долой и от греха подальше, англичане вполне могут посвятить себя настоящей деловой жизни, с которой, по их мнению, ни слишком юные, ни слишком старые совладать просто не в со­стоянии.

Эксцентричность

Весь мир считает англичан эксцентричными. Они же используют концепцию эксцентричности прежде всего для борьбы 3 антиобщественным поведением своих сограждан. Так что, в известной степени, англичане даже культивируют идею собственной эксцентричности как вполне им подходящую и да­же желательную.

Феномен английской эксцентричности и сам по себе име­ет право на существование, хотя наличие денег и высокого общественного положения безусловно помогают его развить. Чем вы богаче или известнее, тем скорее вас сочтут именно эксцентричным, а не странноватым, "с приветом", а то и во­все спятившим. Все дело в том, на какой ступени социальной иерарахии вы стоите. А потому безвредные фокусы такого, например, выжившего из ума старого дурака, как лорд Бернер (который любил раскрашивать своих голубей в разные цвета, чтобы стая, кружа в небесах, сверкала, как радуга), общество встречает ласковым потворством. В конце концов, он же все-таки лорд! Точно так же обитатели фешенебельных улиц в пригороде мирятся с тем, что старуха-коммивояжерка живет прямо в припаркованной у тротуара машине, поскольку зна­ют, что эта дама некогда была известной пианисткой.

Эксцентрикам прощается нарушение многих условностей истинно английского поведения. Они - живое доказательство того, что любое правило может быть нарушено. И все же их терпят только в том случае, когда они сами не имеют ни ма­лейшего понятия о своей эксцентричности.

Национальные меньшинства

Поскольку у англичан некогда была настоящая империя, они привыкли к многонациональному обществу, воспринимают иммигрантов вполне терпимо и обеспечивают им сносное существование. В общем, англичане относятся к иммигран­там, как к детям. То есть пусть они будут, лишь бы не шумели.

Посетитель любого крупного английского города не мо­жет не заметить, сколь богато представлены там самые раз­личные национальности. Шесть процентов (около 3,2 млн.) населения Великобритании - это национальные и этничес­кие меньшинства, и 20 процентов этого количества проживает в Лондоне.

Иммигрантов в целом принимают достаточно радушно если они способны предложить английскому сообществу не­что ценное. Однако англичане совершенно не понимают с какой стати тот или иной иммигрант смеет надеяться стать частью этого сообщества ВСКОРЕ после своего приезда в страну - то есть уже через несколько дней, месяцев или лет. В конце концов, легкая ассимиляция была бы просто насмеш­кой над теми колоссальными усилиями, которые в течение тысячелетий совершали коренные жители, дабы создать на­стоящую Англию и настоящих англичан!

Выходки расистов большую часть англичан пугают, хотя и не так сильно, как тех, против кого эти выходки направлены. Англичане исходно весьма терпимы, но отношение их к представителям нацменьшинств можно назвать прохладным, даже снисходительным. Будучи обществом очень замкнутым и сплоченным, англичане не ощущают угрозы со стороны прочих групп населения, имеющих свое собственное куль­турное пространство, если эти группы не покушаются на их законные права. Единственная ситуация, в которой предста­вители нацменьшинств способны вызвать у англичан нега­тивную реакцию, - это их открытое нежелание мириться со своим статусом "побежденной стороны" или людей второго сорта.

Читать дальше

 

Категория: Народы, традиции, обычаи | Добавил: magnitt (24.07.2010) | Автор: Тимур
Просмотров: 2283 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]