Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                   
Вторник, 17.10.2017, 12:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Главная » Статьи » Полезная информация » Народы, традиции, обычаи


Эти странные испанцы - 1

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЛИЦО

Напутствие

Я должен сразу оговориться: испанцев мало волнует, что другие думают о них. Да и сами они не очень вы­сокого мнения о своей стране. Выражения типа: «Дым отечества согревает лучше любого огня» или «Не будь он Господом Богом, он был бы испанским королем» -давно канули в Лету.

Испанцы - патриоты только тогда, когда это инте­ресно. Так было, например, в 1992 году, во время Олимпийских игр в Барселоне, и продолжалось це­лых две недели.

Испанцам, по большому счету, глубоко наплевать на спорт, но тут вдруг они сообразили, что бегать, прыгать и метать намного интереснее, если за тебя болеют родственники и друзья.

Когда их сборная успешно борется за мировую фут­больную корону, испанцы превращаются в рьяных бо­лельщиков; когда же их выбивают из чемпионата на первых этапах, то они с поразительной легкостью пе­реключаются на любую другую команду, имеющую шансы на победу, желательно латиноамериканскую.

Что они думают о других?

Испанцы если и думают, то только о тех странах, где они побывали и где им понравилось.

О странах же, где им было скучно, они и думать не хотят. Поскольку в Англии по ночам предпочитают спать, а не веселиться, а пиво там теплое и горькое, то англичан испанцы просто не замечают. В лучшем случае, их считают тупыми занудами.

Зато бразильцев они превозносят, поскольку те спать не ложатся вообще и ночи напролет пьют и танцуют.

Что австрийцы, что бельгийцы, что китайцы - ис­панцам все равно. То же самое можно сказать и о гол­ландцах, французах, немцах, итальянцах или япон­цах. Все они «экстранхерос» - иностранцы. Это, ко­нечно, не позорное клеймо, но достаточное основа­ние для насмешливой клички «гири», производное от «гиригай», то есть «невнятное бормотание», «тарабар­щина», на которой, с точки зрения испанцев, говорит большинство иностранцев. Испанцы очень близки к «судакас», южноамериканцам, и из солидарности с ними смотрят на североамериканцев как на само­влюбленных кретинов, коих лучше не подпускать к своей стране и делам.

В общем же и целом, их интересует человек, а не толпа. Главное, чтобы он был интересен.

Что другие думают о них?

Испанцы - народ шумный, которым и дела нет до дру­гих. Они вечно опаздывают или просто не являются на встречи, которые они же сами и назначают, и не спят, если не считать послеобеденной сиесты.

А хуже всего то, что на все жалобы других они лишь пожимают плечами.

Самой крупной, самой знойной и самой бедной ча­стью страны является Андалусия. А народ здесь самый подвижный и самый живой во всей Испании; именно здесь родина самых зажигательных танцев и музыки и самых ярких нарядов. Именно поэтому экскурсово­ды показывают Андалусию туристам как настоящую Испанию, хотя лично нам трудно представить себе андалузца и галисийца, мирно рассуждающих за хле­бом с оливковым маслом и чесноком или за чашеч­кой кофе, кто из них больший испанец.

Что они думают друг о друге?

Для испанцев вопрос о национальности сильно зату­манен вопросом о языке.

В пятнадцатом веке, когда Изабелла Кастильская вышла замуж за Фердинанда Арагонского, и в стране установилось некое подобие порядка и единства, «ка-стельяно», то есть язык, на котором разговаривала Изабелла, стал основным средством общения. Со вре­менем, однако, различные области Испании стали тя­готеть к независимости и потому перешли на свои собственные языки.

Франко, пришедший к власти в результате «неграж­данской» войны, попытался объединить страну, за­претив подобную глупость. Но добился он только то­го, что загнал сторонников независимости в подпо­лье. Как только его дух оставил свое бренное тело, се­паратизм вновь вылез наружу.

В Стране Басков или, как они сами называют свою родину, в Эускадии, все дорожные указатели написа­ны на баскском. У них своя собственная баскская по­лиция, свои собственные баскские налоги, собствен­ные баскские школы, собственный баскский телеви­зионный канал и своя собственная и ни на что не по­хожая террористическая группировка ЭТА («Эускадия Та Аскатасуна» - «Свобода Стране Басков»).

В Каталонии, со столицей в Барселоне, тоже пред­почитают говорить на собственном языке, и не дай Бог некаталонцу испанского происхождения обра­титься к каталонцу на кастильском наречии. Он услышит много неприятного в свой адрес.

В Галисии положение аналогичное.

Всего в Испании семнадцать областей, и у каждой -своя собственная столица, флаг и законодательство. Многие кичатся своим собственным языком. Но по ме­ре того, как вы едете все дальше на юг, и солнце стано­вится все жарче, лингвистический пыл испанцев осты­вает или вообще испаряется - во время сиесты.

Андалузцы, арагонцы, баски, кастильцы и галисий­цы действительно разнятся между собой, но еще больше они отличаются от других народов. Вот и весь их национализм. Никакие они не патриоты, а на­циональным флагом размахивают лишь из любви к разноцветью. По большому счету, о независимости вспоминают лишь политически ангажированные сту­денты и интеллигенция, а вовсе не народ как таковой - ему на все это дело наплевать.

Но здесь есть одно маленькое «но». Спросите у ка­талонца, является ли он патриотом и националистом, и он примется рьяно вас в этом убеждать. Только го­ворить он будет не об Испании, а о Каталонии.

Что они думают о самих себе?

Испанцы, если они вообще о себе думают, в чем лич­но я сильно сомневаюсь, считают себя вполне прият­ным народом, живущим в окружении «препротив­ных» наций.

ХАРАКТЕР

Понять испанца можно, но для этого необходимо ус­воить, что превыше всего он ставит собственное удо­вольствие. Все, что такового не приносит, для испан­ца не существует.

Энергия так и хлещет у испанца через край, но хва­тает ее только на то, чтобы найти что-то новенькое и интересное. Временами эта страсть к удовольствию приобретает самодовлеющее значение.

Они то и дело меняют свое мнение. Ни о какой ор­ганизованности не может идти и речи. Единственное, что можно сказать об испанцах, так это то, что они непредсказуемы.

Если будете в Испании, забудьте о старинной пого­ворке: «В Испании веди себя, как испанец», ибо ис­панцы и сами не знают, как они себя поведут в следу­ющую минуту.

«Индивидуалисмо» лежит в основе испанского ха­рактера и не позволяет им жертвовать даже малой то­ликой собственного удовольствия ради общего дела. Отсюда - отсутствие каких-либо угрызений совести, нетерпимость к критике и страсть к беспардонным нравоучениям.

Испанцы не честолюбивы, не завистливы и не впе­чатлительны. На всякий вопрос личного характера они лишь пожимают плечами, поскольку с их точки зрения это не имеет никакого значения. Например:

Вопрос «Какую политическую партию вы поддер­живаете?»

Ответ: Пожимание плечами.

Вопрос: «Сколько раз вы были женаты?»

Ответ: Пожимание плечами.

Вопрос: «Вам пиво или кофе?» Ответ: Пожимание плечами.

Нормальная, в общем, реакция, если не считать тех случаев, когда вы спрашиваете у работника железной дороги, когда следующий поезд на Мадрид.

Время, само собой разумеется, не имеет для испан­цев никакого значения, ибо оно покушается на их свободу, а покушение на свободу означает покушение на удовольствие.

Самое главное слово в лексиконе испанцев - это «манъяна* (обычно сопровождаемое пожиманием плечами), что означает «завтра» или «как-нибудь зав­тра», или «послезавтра», или «после-послезавтра», или «на следующей неделе», или «через неделю», или «в следующем месяце», или «может, в следующем меся­це», или «в следующем году», или «может, в следую­щем году», или «скорее всего в двухтысячном», или «позже», «как-нибудь», «никогда» или «ни за что».

ПОВЕДЕНИЕ

Правила приличия были заложены в Испании церко­вью после гражданской войны и соблюдались бес­прекословно. Так, женщинам не полагалось появлять­ся на улицах в платье, плотно облегающем «те места тела, которые вызывают греховные желания в мужчи­нах»; женщинам не полагалось разъезжать на велоси­педах, ходить в брюках, а уж о современных танцах не могло быть и речи.

Плохо знающие Испанию иностранцы наивно по­лагают, что с тех пор там мало что изменилось. Но они ошибаются. Испанки сегодня щеголяют по улице в таких узких одеяниях, что страсти из мужчин так и прут, а в отместку за долгие годы ограничений жен­щины гоняют на горных велосипедах в форме для аэ­робики. То, что они носят - это не просто джинсы, это джинсы с дырками, которые оставляют на обозрение всякого, имеющего глаза, шелковистую загоревшую кожу бедра, коленки или ягодицы; а вместо нацио­нальных танцев испанцы отводят душу за темпера­ментным диско.

Семья

Можно сказать, что мировоззрение испанца предо­пределено его семьей. От нее зависит, нравится ему жизнь или нет. Они редко что-нибудь планируют, но уж если планируют, то непременно зовут всех родст­венников.

Как поется в одной старинной испанской песенке:

«Ты некрасива и бедна, но я люблю тебя за то, что любишь мать мою».

Семья и дом для испанца неизмеримо важнее вся­ких материальных благ, и отказ от семейного благо­получия рассматривается как потеря, а не приобрете­ние. Мать не понимает сына, оставляющего дом не для того, чтобы создать собственную семью. Но даже когда речь идет о создании собственной семьи, по обычаю жена переезжает к мужу, а не наоборот.

Дети

Для испанцев дети, чьими бы они ни были, стоят пре­выше всего, и потому они не только не понимают, как можно не допустить ребенка к развлечениям взрос­лых, как это принято в Англии, но и считают это не­цивилизованной дикостью.

Испанцы считают, что детей должно быть не толь­ко видно, но и слышно, и всячески их к этому подтал­кивают. Громкий детский крик считается признаком жизни. Детей никогда не наказывают сном. Строго го­воря, спать их не заставляют никогда. Ребенок, игра­ющий у столика кафе часа в два ночи под восторжен­ным взглядом гордого родителя и его друзей - явле­ние обычное.

Старики

Отношение к пожилым людям тоже очень показа­тельно. Испанцы не имеют привычки забывать пожи­лых родственников.

Дома для престарелых - вещь в Испании редкая, и предназначены они, в основном, для тех несчастных, у кого действительно никого не осталось. В большин­стве городов и деревень деды и бабки, прадеды и пра­бабки сидят на ступеньках своих домов или на балко­нах, или в креслах-качалках, с довольным видом на­блюдая за тем, что происходит на улице. Они полно­правные члены сообщества, в котором живут, каким бы оно ни было: патриархальным, матриархальным, впавшим в детство или храпящим.

Эксцентрики и меньшинства

Найти эксцентриков среди испанцев довольно труд­но, ибо с тех пор, как американские хиппи распрост­ранились по всему свету, их мало чем можно удивить.

Самым распространенным эксцентриком является старых правил сеньор, разъезжающий на коне с ви­дом человека, владеющего городом (что вполне воз­можно). Другой распространенный эксцентрик - это прилизанный молодой человек с длинным ногтем на мизинце - признак того, что он не занимается физи­ческим трудом и презирает «чулос» (сутенеров) и охитанос (цыган).

Испанцы не расисты. Они просто страстно нена­видят цыган и, если бы это было возможно, то не имели бы с ними ничего общего.

Если же не считать этого несколько предвзятого отношения к красивым, но устрашающего вида лю­дям, то испанцам нет дела до цвета кожи и убеждений их собеседника.

МАНЕРЫ

В большинстве своем испанцы уделяют манерам меньше внимания, чем другие нации. Они, конечно, рассчитывают на то, что дети их будут вести себя прилично на людях, но не пилят их дома, как фран­цузы. За то, что ребенок поставил локти на стол, его по головке не погладят, но и подзатыльника не дадут.

«Извините» или «спасибо» - редко звучащие на ули­цах слова. Никто не ждет от вас извинения за незна­чительный проступок, но и слова благодарности то­же не сыплются, как из рога изобилия. Испанцы счи­тают, что все это жеманство. Они не скрывают своего удовольствия, но и неудовольствия скрыть не пыта­ются.

Сложенные вместе нож и вилка на тарелке по окончании трапезы столь же естественны здесь, как и в любой точке мира. Манеры за столом стоят на вто­ром после чревоугодия месте. Завидев в центре стола вкусное блюдо, испанцы потянутся к нему с разных сторон, презрев всякие приличия. Они будут хватать лакомство руками до тех пор, пока кого-то не осенит положить каждому по куску в тарелку.

Умные люди сделали в Испании миллионные со­стояния на продаже бумажных салфеток, смятые ком­ки которых тут же летят под стол.

Кое-кто из стариков еще предпочитает есть в оди­ночестве. Эта привычка была выработана ими за дол­гие годы крайней нужды, когда нормальное питание считалось роскошью; в те времена каждый член се­мьи сам готовил себе пищу и ел за отдельным столом, спиной к остальным.

Приветствия

Обращение испанцев друг к другу, вероятно, самое простое во всем мире. В испанском языке вежливое обращение «устед» (вы) сосуществует с менее фор­мальным «ту» (ты). Но, будучи представленными, ис­панцы напрочь забывают о вежливом «устед». Для иностранца, не разбирающегося в местных обычаях, «устед» и «ту» могут стать постоянной головной бо­лью, поскольку «устед», произнесенное с издевкой, может быть большим оскорблением. Ибо дает понять адресату, что он ведет себя вызывающе.

С другой стороны, к пожилым дамам обращаться на «ту» нельзя, как и к важным персонам; но если вы с тайной надеждой расположить к себе полицейского будете иметь неосторожность обратиться к нему на «устед», то тут же схлопочете штраф за неправильную парковку, даже если у вас машины нет и в помине.

Обращения «дон» и «донья», добавленные к именам, являются выражением глубокого уважения. «Дон» ис­пользуется для обращения к академикам, врачам, юристам и другим людям с высшим образованием (дон Хуан, дон Диего, дон Кихот); с другой стороны, это - признак благородного происхождения.

Испанские мужчины мудро придумали для себя обычай не только пожимать женщинам руку, но цело­вать их в обе щеки. Потому представления - дома, на улице, в кафе, в ресторане - занимают больше време­ни, чем, скажем, во Франции (где на пожатие рук всем, кто попадается вам на глаза, обычно уходит не меньше часа в день), поскольку мужчины целуют женщин, женщины целуют женщин, дети целуют де­тей, тетушки целуют дядюшек, племянниц, дедушек, бабушек, кухарок, поваров, их жен и их любовников.

И все потому, что испанцы демонстративно эмоци­ональны и общительны. Они обожают знакомиться, они обожают своих друзей, старых и новых, и пото­му назначают бесконечные встречи в кафе, рестора­нах, барах и тд., чтобы вместе позавтракать, пополд­ничать, пообедать, выпить кофе, поужинать, выпить кофе на ночь, выпить еще кофе на ночь и еще кофе на ночь.

Этикет

То, что в девяноста восьми случаях из ста на подоб­ные встречи никто не является, считается хорошим тоном. Дурным тоном испанцы считают не дослу­шать своего собеседника, кем бы он ни был и о чем бы ни говорил.

А поскольку испанцы никогда никуда не торопятся, то и о делах своих они могут рассказывать вам часа­ми. А поскольку прерывать собеседника или намекать ему на то, что у вас другая встреча, считается непри­личным, то смиритесь и успокаивайте себя тем, что тот, с кем у вас еще пять часов назад была назначена встреча, не дожидается вас с нетерпением в назна­ченном месте, потому что сам он выслушивает беско­нечные истории своего друга, которого он, как и вы, тоже не может прервать и потому уже опоздал на три поезда и на два автобуса.

Поскольку непунктуальность - это общая для ис­панцев черта, то многие супружеские пары живут в счастливой уверенности, что рогов у них никогда не будет, потому что совершить прелюбодеяние в Испа­нии просто невозможно.

Муж, конечно, может снять комнатку для мимолет­ного рандеву со своей секретаршей, скажем, во втор­ник после обеда, пока жена навещает тетушку, живу­щую где-то очень далеко, но встреча эта вряд ли со­стоится, ибо:

1. По дороге в отель он может встретить свою од­ноклассницу и пригласить ее на чашечку кофе, чтобы вспомните молодость (три часа).

2. Секретаршу может пригласить на чашечку кофе другая секретарша, чтобы обсудить, стоит ли ей идти на рандеву (четыре часа).

3. Жена может не поехать к своей живущей далеко тетушке, потому что на вокзале она может встре­тить очень милого молодого человека, который пригласит ее на чашечку кофе в станционном буфете, чтобы рассказать ей, как ему нравится ее фигура (от двух до трех часов).

Очереди

Я, конечно, не могу утверждать, что очереди в магази­нах - изобретение испанцев, но прорваться в магази­не вперед, причем чем грубее, тем лучше, считается здесь делом чести. «Экстранхерос» не сразу обучают­ся искусству стояния в очередях, скажем, в мясной лавке.

Большим преимуществом здесь являются крепкие острые локти и солидный вес, не помешают и знания о том, что творится в семье мясника, дабы дать ему пару советов поверх голов тех, кто стоит впереди. Мясник или его жена, или его ученик стоят на столько выше возни по ту сторону прилавка, что обе обслуживают они не того, кто отстоял очередь, а того, кто оказался в поле зрения или рассказал им самую свежую байку.

Если в загашнике у вас есть свежая сплетня о деви­це, которую удалось «снять» вашему соседу, то вы мо­жете быть уверены, что получите свой кусок свинины без очереди.

Бывает, что иностранок пропускают вперед. Наив­ные иностранки! Они не знают, что причиной тому -вовсе не вежливость. Испанцы удостаивают их такого внимания с единственной целью: побыстрее вытол­кать их из магазина, чтобы вдоволь посмеяться над их, скажем, потешной соломенной шляпкой.

ВЕРОВАНИЯ И ЦЕННОСТИ

Состояние и успех

Хотя страсть к наживе и не является характерной чертой испанца, огромный дом, роскошная машина и драгоценности важны для него, но, прежде всего, по­тому, что это интересно. Его совершенно не волнует, что делает со своим богатством сосед, если таковое у него имеется.

Но все же испанцы, особенно нувориши, не лише­ны снобизма, хотя он и отличается от снобизма во Франции, а класса, подобного английскому, в Испа­нии просто не существует - гражданская война всех уравняла.

Испанцы не рвутся к деньгам, как на севере Евро­пы. Они ищут счастье в самих себе и в природе - в солнце и в природной размеренности.

Счастье для испанца намного важнее денег. Не зна­ющий забот пастух, бредущий за стадом и вдыхаю­щий свежий воздух деревни, - фигура для испанцев намного более привлекательная, нежели богатый промышленник, у которого не остается времени для того, чтобы «десфрутар ла вида» (наслаждаться жиз­нью), и тратящий огромные деньги на дорогие лекар­ства от язвы желудка.

Если испанец и захочет кому-то «показаться», то просто начнет шуметь, предпочтительнее вечером или ночью, дабы все знали, что он жив. Мысль сооб­щить соседям о том, что он взял напрокат несколько новых видеофильмов или купил проигрыватель ком­пакт-дисков, приходит испанцу в голову около часу ночи. Завывания его аппаратуры смешиваются с тре­ском мопедов, соревнующихся на улице с мощными

«Хондами». Хорошо смазанный двигатель даже беспо­коит испанцев; грохот работающих механизмов для них доказательство, что человек жив и активен.

Тишина и покой выводят их из себя, и потому на испанском не говорят, на испанском кричат, не счи­тая, конечно, того промежутка времени - между тре­мя и пятью дня - когда никто не говорит вообще, по­тому что все спят.

Религия

Кто бы что ни утверждал, но Испания - страна не ре­лигиозная. Да, они католики, но они не фанатики, ес­ли не считать дней святых, отмечаемых с языческими почестями.

В отличие, например, от Великобритании, где только троим святым удалось увековечить свое имя в календаре (Св. Георгий, Св. Андрей и Св. Патрик), в Испании их, по меньшей мере, дюжина в каждом ме­сяце. У каждой области, у каждого города и у каждой деревни есть свой покровитель, у которого, как во­дится, есть свой день, а это - отличный повод для фи­есты.

Святых женского пола не меньше, чем мужского. Но в отличие от своих коллег-мужчин, чьи статуи в человеческий рост носят по улицам в коричневых, серых либо грязновато-белых одеяниях, женщины предстают перед народными очами во всем своем блеске. Со слезами на глазах, бледные, но привлека­тельные, они появляются и плывут над головами тол­пы в небесно- или лазурно-синих туниках, в белых вышитых золотом платках и в переливающихся сере­бряных коронах с золотистым нимбом.

В свой праздник «сантос» и «сантас» выносятся на прогулку во главе целой процессии днем или вече­ром. Их несут на носилках двенадцать крепких муж­чин, за которыми частенько несут фигуры Иисуса Христа и Святой Девы Марии.

Люди не забиваются толпами в церковь по воскре­сеньям, а предпочитают стоять на улице, разглядывая выходящих верующих, как правило, пожилых, пыта­ясь понять, получили ли они что-нибудь стоящее от общения с Богом.

Что до молодого поколения, то ему в возрасте вось­ми лет действительно приходится зазубривать кате­хизис к первому причастию. Но это лишь повод для еще одного сборища дедов и бабок, родителей, дядю­шек и тетушек, двоюродных, троюродных, четверо­юродных и тому подобное братьев и сестер. На него же обычно приглашают и священника.

К сожалению, история испанской церкви идет рука об руку с историей жестокой Инквизиции.

Томас Торквемада (1420-1498) стал первым вели­ким инквизитором, и в некотором роде испанцы его даже почитают, ибо, несмотря на жестокое обраще­ние с теми, кто не разделял его верований, он не был занудой и занимался своим делом со вкусом.

Он не был одинок в своих убеждениях, ибо пресле­дования инакомыслящих продолжались и после его смерти. Статистические данные показывают, что с 1471 по 1781 годы нация теряла в среднем по тысяче вольнодумцев в год. За триста суровых лет в общей сложности были заживо сожжены 32 тысячи человек, еще 17 тысяч были преданы символическому сожже­нию (это те, кому посчастливилось отдать Богу душу в тюрьме, то есть до того, как их отправили на шаш­лык), а еще 291 тысяча были подвергнуты изощрен­ным и постоянно обновлявшимся пыткам.

В наши дни церковь никого не пытает, но взоры ее обращены к Ватикану, от которого она ждет новых святых, дабы добавить к календарю еще несколько праздничных дней для религиозных утех.

Читать дальше

 

 

Арбитражная практика по делам об оказании консалтинговых услуг.

Категория: Народы, традиции, обычаи | Добавил: magnitt (24.07.2010) | Автор: Тимур
Просмотров: 5268 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]