Рассматривая венские дворцы,
общественные здания, памятники и фонтаны эпохи барокко, можно убедиться, насколько
справедливо было восхищение путешественников великолепием городской архитектуры.
Зимний дворец принца Евгения Савойского, дворец Кинских, городской Арсенал,
«Фонтан рек», «Колонна чумы» — одно только перечисление достопримечательностей
«Внутреннего города» может занять не одну страницу. Но чтобы по-настоящему
оценить великолепные дворцы, нужно выйти за пределы центра, в бывшие предместья
имперской столицы.
Одной из жемчужин венских
дворцово-парковых ансамблей является Бельведер, лучшее произведение
австрийского архитектора Хильдебрандта. Строя «маленький Версаль» для принца
Евгения Савойского, мастер, опираясь на опыт французских и итальянских
мастеров, был оригинален не только в деталях, но и в общем решении загородного
ансамбля. Нижний и Верхний дворцы гармонически соотносятся друг с другом и
пространством парка. Верхний дворец, находящийся на вершине холма, со стороны
одноэтажного Нижнего видится в воздушной дымке. А если смотреть с Верхнего
Бельведера, то Нижний кажется легким садовым павильоном. Между дворцами находится
сад с подстриженными кустами и низкими боскетами, высоких деревьев здесь нет —
они искажали бы вид. Зато много фонтанов, лестниц, бассейнов, статуй, которые
подчеркивают архитектурное и пластическое начало. Сейчас Бельведер является
музеем. Верхний дворец экспонирует австрийское искусство XIX— XX веков, а
Нижний стал Музеем барокко, храня живопись и скульптуру Австрии XVII—XVIII
веков. В перестроенном бывшем здании оранжереи рядом с нижним Бельведером
разместился Музей средневекового австрийского искусства, где представлены
шедевры скульптуры и живописи XII— XIV веков. Так что музеи Бельведера охватили
все изобразительное искусство Австрии, от Средневековья до наших дней.
Рассказ о дворцово-парковых
ансамблях Вены был бы неполным без упоминания Шёнбрунна. В истории города он
занимает особое место — это бывший загородный дворец императорской семьи.
Поместье расположено в юго-западной части столицы и по площади примерно равно
«Внутреннему городу». Дворцовый ансамбль берет начало с небольшого охотничьего
замка, а название его — Шёнер-Бруннен, дословно «прекрасный источник» — происходит
от расположенного неподалеку источника минеральных вод. Строительство дворца
было начато Иоганном Фишером, потом, по просьбе Марии Терезии, он перестраивался
придворным архитектором Николаусом Пакасси. Здание не имеет такой легкости и
воздушности, как Бельведер, оно стремится поразить размерами и официальной
строгостью. Зато интерьеры императорских покоев, лучшие из которых относят ко
времени правления Марии Терезии (1740—1780), впечатляют вычурностью и
богатством. «Миллионная комната» — по легенде, ее отделка стоила миллион
гульденов — обшита розовым деревом, на стенах ее находятся свитки с
индо-персидскими миниатюрами. «Лаковая» — вся в красном дереве, с китайскими лаковыми
панно, «Гобеленовый зал» украшен нидерландскими гобеленами. Один из кабинетов
от пола до потолка завешен небольшими «портретами» лошадей, которые вставлены
в обрамленные золотой лепниной углубления в стенах.
Воистину прекрасен парк этого
архитектурного ансамбля. Желтый с белыми колоннами дворец оттеняют зеленые
газоны и яркие цветочные клумбы, старые деревья растут вдоль многочисленных
аллей, среди зелени белеют мраморные статуи. Большой парк состоит из
нескольких самостоятельных частей, включает в себя Ботанический сад и старейший
в Европе зоопарк, который был основан в 1752 году. Он распланирован так, что на
перекрестках аллей оказывается бассейн или фонтан, а в перспективе виден либо
дворец, либо какой-нибудь павильон или памятник. Дворцово-парковый ансамбль
завершает павильон Глориэтта, возвышающийся на вершине холма над террасным
парком. Такое расположение делает его обзорной площадкой, с которой
открывается чудесный вид как на город, так и на холмы пригорода.
|