Особое место в городском пейзаже,
а возможно, и в самом венском образе жизни, занимают парки и городские сады.
Кроме вышеперечисленных дворцово-парковых ансамблей, в Вене существует
множество «зеленых островков». Столица буквально утопает в цветах и зелени — от
маленьких клумб и скверов до огромных зеленых массивов Пратера, Аугартена,
Дунайского парка.
Нельзя представить Вену без
Пратера. Главный парк города занимает почти половину территории между Дунаем л
Дунайским каналом. Будучи открыт в XVIII в., он и сейчас является самым большим
и популярным парком города. Здесь тенистые аллеи и дорожки, множество укромных
уголков; старожилы рассказывают, что сюда ходил по грибы отец психоанализа
Зигмунд Фрейд. Центр парка — Вюрстельпратер — это место для развлечений, с кафе
и аттракционами. Здесь находится второе по величине в Европе колесо обозрения
Ризенрад.
Особое место в истории города
занимает Рингштрассе, или попросту Ринг («Кольцо»). В XIX веке столица разрасталась.
А центр города, сжатый старыми городскими стенами, был слишком мал. 26 декабря
1857 г.
венские газеты напечатали послание императора Франца-Иосифа бургомистру Вены с
повелением снести крепостные стены и предпринять застройку образовавшейся площади.
Не все венцы приняли с восторгом это решение, но большинству такой шаг казался
разумным и выгодным. Архитекторам предстояло решить задачу невиданного до тех
пор масштаба — в относительно короткий срок выстроить парадную улицу имперской
столицы. Они работали с невероятной нагрузкой. В этом смысле показательна
история о том, как архитектор Карл Тиц вел сразу тридцать шесть строек в районе
Ринга. В конце концов он не выдержал такой нагрузки, помешавшись на мысли,
что должен купить всю Рингштрассе, но не имеет на это денег...
Уже 1 мая 1865 г. состоялось
торжественное открытие Рингштрассе. Путешествуя по кольцевой улице в традиционном
фиакре, рассматриваешь Вену XIX в. — помпезную выставку атрибутов «просвещенной,
конституционной, многонациональной империи». Опера, Парламент, Ратуша,
Бургтеатр, Университет, Торговая академия, Дом художников, Дом Союза
музыкантов....
Городская ратуша выполнена в
стиле «неоготика». Архитектор Фридрих Шмидт взял за образец старонидерландскую
ратушу. И хотя здание сохраняет общий бутафорский характер архитектуры, оно
прочно вошло в городской облик. Здание Парламента выстроено в неоклассическом
стиле, и элементы древнегреческого храма смотрятся на фоне готической Ратуши
скорее официально, чем величественно. В здании Академии художеств размещается
картинная галерея с работами старых голландских мастеров. Дальше, за городским
парком, находится Австрийский музей прикладного искусства. Привлекают к себе
внимание и здания-близнецы — Музей естественной истории и Музей истории искусств.
Они расположены по двум сторонам сквера, где стоит памятник Марии Терезии. В
Музее истории искусств находится одна из лучших в мире коллекций произведений
искусства. В ее основу легло собрание Габсбургского дома, берущее начало еще со
Средневековья. Здесь и античные подлинники, и предметы прикладного искусства,
а также картинная галерея, включающая в себя шедевры мировой живописи. В этом
музее представлено единственное наиболее полное собрание картин Питера
Брейгеля Мужицкого — двенадцать полотен из сорока известных.
Но, пожалуй, самое знаменитое
здание Рингштрассе — прославленная Венская государственная опера, символ музыкальной
столицы мира. Венская опера принадлежит к узкому кругу ведущих оперных театров
мира: здесь пели и поют знаменитые вокалисты, за дирижерским пультом в разное
время стояли Верди, Вагнер, Малер. Тем более трагична история строительства
здания. Его возводили архитекторы Зиккардсбург и Ван дер Нюль под
неодобрительные замечания прессы. А император Франц Иосиф почти перед самым завершением
работ заметил, что здание кажется ему слишком осевшим в землю. Ван дер Нюль не
выдержал нападок и повесился, его напарник умер от удара спустя два месяца. Но,
несмотря на весь трагизм создания, Опера на протяжении столетия радует венцев
своими прекрасными постановками и великолепными традициями. В Венской опере
ежегодно 1 января дают неувядающую, искрящуюся юмором «Летучую мышь» И.
Штрауса, а 25 декабря — время традиционного Рождественского бала.
|