Туристический центр "Магнит Байкал"
                                                                                
                                                                                                                                   
Вторник, 17.10.2017, 11:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Главная » Статьи » Знаменитые города мира (от Г до Л)


Дели: на перекрестке культурных и религиозных традиций - 2
Согласно древним источникам, на месте, где сейчас рас­кинулся величественный Дели, когда-то существовала древ­няя Индрапрастха, столица империи Пандавов, героев эпо­са «Махабхарата». Предполагают, что город располагался на берегу реки Ямуны (Джамны) и занимал пространство меж­ду нынешней гробницей Хумаюна и крепостью Фирузшах-Котла. Чтобы подтвердить эти свидетельства, на территории древней крепости Пурана Кила были проведены археологиче­ские раскопки. Исследования подтвердили правдивость ста­рых легенд. Вот только вряд ли в «Махабхарате» шла речь о самом древнем прапредке Дели: ведь в поэме говорится, что до постройки Индрапрастхи здесь было безлюдное место, покрытое густым лесом, в котором обитали только злые духи, поселившиеся... на развалинах древних сооружений! Инд­рапрастха получил свое название от имени бога Индры, а «прастха» в переводе с санскрита означает «поселение». По­эма рассказывает, что белые дома нового города с золотыми колоннами, хрустальными украшениями и серебряными предметами, инкрустированными драгоценными камнями, напоминали Амарвати, где обитал сам Индра — владыка бес­смертных. Многие индийские ученые ни в коей мере не склонны подвергать сомнению сведения, предоставленные «Махабхаратой», и относят создание Индрапрастхи к XXX— XXV векам до н. э. То есть крупный город на этом месте мог существовать уже 4,5—5 тыс. лет назад. Как долго оставался Индрапрастха столицей древней империи и почему был по­кинут — загадка глубокой древности. Одни источники указы­вают на то, что город процветал в течение жизни 32 поколе­ний его жителей, а другие — что Пандавы правили здесь всего 36 лет. Но именно тут, в храме Бхайрона, Юдхиштхира был провозглашен правителем Индии. О том, что представлял собой город с того момента, как Пандавы покинули его, и до IV—V веков н. э., ничего не известно. Вероятнее всего, он со временем был переименован в Индрапат, постепенно при­шел в упадок и исчез, подобно своему таинственному пред­шественнику.
 
На развалинах Индрапрастхи, скорее всего, и был осно­ван королем Дехлу (Дхилу) около 340 г. н. э. новый город. Позднее его стали называть Дели, чтобы сохранить память о его основателе.
 
По другой легенде, название индийской столицы напря­мую связано с загадочным железным столбом, стоящим сей­час на территории Кутаб Минара. Когда-то Анангпал I, ко­торый перенес столб, отлитый еще в Индрапрастхе, туда, где он стоит до сих пор, пришел к провидцу, и тот сказал, что этот священный столб покоится на голове у огромной змеи Шиш-Наг. До тех пор, пока колонна остается нетронутой, а змею не тревожат, империя будет прочно стоять. Если же пытаться перенести колонну, то государство рухнет. Прави­тель, естественно, не внял предостережениям мудреца и попытался переместить столб на другое место. Когда его отко­пали, говорит легенда, на дне ямы обнаружили большую лужу крови. А закрепить колонну на прежнем месте так и не уда­лось. Империя Анангпала вскоре действительно рухнула, а не слишком устойчивый металлический монолит дал назва­ние городу: на хинди «дхила» означает «неустойчивый, кача­ющийся, мягкий». В источниках I—II веков упоминается го­род с таким названием, а Птолемей, побывавший в Индии во II веке, обозначил на своей карте местечко Даидала, ко­торое почти точно совпадает с современным расположени­ем столицы.
 
Одно из первых письменных свидетельств о существова­нии города на месте современного Дели относится к XII веку. В нем упоминается о первой на территории города крепости Лалкот, построенной Анангпалом II для отражения набегов мусульманских завоевателей; в настоящее время от нее ос­талась только часть стены. Именно в этом месте был возве­ден минарет Кутаб Минар — один из символов города. Это самая высокая башня Индии, которую называют «седьмым чудом Хиндустана». Ее высота — 72,55 метра, диаметр у ос­нования— 14,4 метра, а у вершины — 2,44 метра. Проис­хождение этого сооружения остается загадкой, хотя предпо­лагают, что первый этаж, Виджай Стамбх (Колонна Победы), был возведен в 1191 г. Притхвираджей Чауханом для соб­ственной дочери. А в 1199 г. его переделали по желанию первого мусульманского правителя, Кутаб-уд-Дин Айбека. Именно тогда башня и получила название Кутаб Минар. В 1210—1236 гг. были построены второй и третий, а в 1370 г. — четвертый и пятый этажи минарета. Его украшают надписи, рассказывающие о строительстве, реставрации и переделках. Башня когда-то была увенчана куполом, упав­шим при землетрясении в 1803 году. Попытки установить его на место оказались безуспешными: он так и остался ле­жать в саду рядом с башней. Сам минарет наклонился, пред­ставляя собой в настоящий момент этакую индийскую Пизанскую башню; местные мусульмане считают, что постройке не дали упасть изречения из Корана, высеченные на ее внеш­ней поверхности. В башне 379 ступеней, для посещения от­крыт только первый этаж. Вход в минарет, стоящий прямо в грунте, а не на платформе, обращен на север, входы на верх­них этажах — на восток. А неподалеку, на месте храма Виш­ну, построенного в 1143 г., высится первая мечеть на индий­ской земле — Кувват-ул-ислам («Могущество ислама», 1192—1198 гг.). Ее стены и колонны до сих пор сохранили изображения людей и животных, что совершенно нетипич­но для мусульманской архитектуры, в которой разрешено использовать только растительный и геометрический орна­мент. Центральная арка высотой 16 метров украшена резь­бой по мрамору и песчанику.

 

 

Категория: Знаменитые города мира (от Г до Л) | Добавил: magnitt (25.04.2011) | Автор: Тимур
Просмотров: 4778 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]