Возле Археологического сада
сохранились впечатляющие руины церкви времен крестоносцев. Отсюда спускается
вниз лестница, ведущая прямо к Стене Плача — величайшей святыне еврейского
народа. Она представляет собой часть западной стены (156 м), ограждавшей Второй
Иерусалимский храм. Согласно мусульманской традиции, именно отсюда пророк
Мухаммед вознесся на небо. Из-за этого и возникли серьезные разногласия между
арабами и иудеями по вопросу о контроле над этим местом и об уходе за ним. В
настоящее время площадь у Стены стала как бы гигантской синагогой на открытом
воздухе. Каждый старается оставить в трещинах кладки записку со своим самым
заветным желанием. Считается, что в этом случае оно обязательно сбудется, и
интересно то, что записки оставляют не только иудеи, но и представители других
вероисповеданий.
Небольшой Караимский музей
замечателен не только своими экспонатами, но и реконструированной синагогой
XIX в., находящейся ниже уровня земли.
В северо-восточной части Старого
города находится Мусульманский квартал. Самая большая его достопримечательность
— Харам-эш-Шериф («Священный двор») со знаменитыми мечетями Скалы и Аль-Акса.
Площадь представляет собой ухоженный сад, обнесенный каменной оградой, прорезанной
12 воротами. Весь этот участок города — кусочек заповедного мира Востока.
Здесь, на Храмовой горе, которую также называют горой Мориа, на том месте, где
находился Второй Храм, халиф Омар в 691 г. повелел поставить мечеть Скалы. Она
возвышается над святилищем храма Соломона и представляет собой купол,
прикрывающий священное место. Это самый величественный архитектурный памятник
Ближнего Востока и третья по значимости святыня ислама. Мечеть имеет форму
восьмиугольника с облицовкой голубыми изразцовыми плитками. Ее купол хорошо
виден из многих точек Иерусалима. В 1964 г., в ходе ремонта, этот купол покрыли
листами алюминия, которым химическим путем был придан цвет золота. Внутри
мечеть делится на три круга, в среднем из которых, за металлической решеткой,
находится огромная бесформенная глыба из белого известняка — святыня храма
Соломона. Под ней находится пещера, в которую ведут 11 ступеней. В потолке
пещеры есть отверстие, в которое когда-то стекала кровь жертвенных животных.
Напротив этого строения
высится мечеть Аль-Акса, выстроенная в 693 г. на руинах христианской базилики Пресвятой
Девы. Зал мечети разделен двумя рядами колонн на три равные части. В нем
обозначено место, откуда, по мусульманскому вероучению, вознесся на небо пророк
Мухаммед. Эта постройка интересна тем, что в ней имеется огромное подвальное
помещение еще более древней кладки, которое называется Соломоновыми конюшнями.
Во времена крестоносцев, когда в мечети находились рыцари-тамплиеры, здесь
располагались действительно конюшни. В Иерусалиме имеется еще 34 мусульманских
храма, среди которых особый интерес представляют Купол цепи, мечеть пророка
Элиаса и мечеть Пророка, занимающие важное место в мусульманском вероисповедании.
Христианский квартал
расположился в северо-западной части Старого города. Его заселение началось в
IV в., в то время, когда византийский император Константин построил над
развалинами римского языческого святилища храм Гроба Господня. Эта церковь —
святая святых христианского мира — была возведена там, где, согласно преданию,
был распят, погребен и воскрешен Иисус Христос. Когда-то это место, каменоломня
и площадка для казни, находилось за чертой города. Название «Голгофа» буквально
означает «место черепа» — лобное место. Это название как нельзя лучше соотносится
со странным видом самого холма, напоминающего человеческий череп. Согласно
преданию, именно на этом месте был захоронен череп Адама.
Первоначальная постройка храма
была основательно разрушена в период нашествия персов и восстановлена только в
1130—1149 годах. Но в 1927 г.
строение сильно пострадало от землетрясения и было вновь реконструировано. К
храму ведет Виа Долороза — путь страданий Христа. Он разделен на 14 остановок
(станций), связанных с разными событиями, происходившими при прохождении
Иисусом последнего своего земного пути. Каждая из станций отмечена церквями,
часовнями и мемориальными досками. На одной из них выстроена церковь Успения
Богоматери. Здесь находится камень, на котором скончалась Дева Мария. Это
строение сочетает в себе несколько стилей, включая мусульманские элементы.
Центральная мозаика апсиды изображает Богоматерь с младенцем Христом. Но тема,
доминирующая в мозаике пола и шести боковых алтарях, — Пророки.
|