Всего же в городе более 300
мечетей. Чтобы увидеть одну из самых знаменитых, не нужно даже покидать
Цитадель. В самом ее центре расположена огромная мечеть с куполообразной
крышей и двумя изящными минаретами, возносящимися над Каиром. Она была
построена в 1857 г.
и носит имя Мухаммеда Али, тогдашнего паши Египта, известного реформатора. Он
много сделал для развития своей страны: окончательно ликвидировал в 1811 г. власть мамлюков и
фактически отделил Египет от Турции. Мухаммед Али буквально пробудил Каир ото
сна, и в его честь выросла эта белоснежная красавица — Алебастровая мечеть. Это
второе имя она получила из-за богатой отделки алебастром: внутренние
помещения, колонны в дворике и даже фонарик выполнены из этого материала.
Неподалеку от Цитадели
располагается и одна из старейших и самая большая мечеть Каира, построенная в 878 г., еще до официального
основания города. Это мечеть Ахмеда ибн Тулуна, наместника Абассидов, при
котором Египет фактически стал независимым от этой арабской династии. Она
прежде всего ценна тем, что имеет ряд уникальных особенностей, которые
имитируют архитектурные элементы Средней Азии (ибн Тулун был выходцем из
Ирака), в частности не присущий классическим египетским мечетям минарет
спиралевидной формы.
Здесь стоит сделать важное для
туристов отступление. Машину можно спокойно оставлять на парковке рядом с мечетью
— к гостям в городе относятся с уважением, и угоны, как и кражи, не поощряются.
Единственное, что как должное обязан воспринять человек, впервые приехавший в
Каир, так это такую странную профессию, как «парковщик» (и именно в кавычках),
то есть человек, который с оглушающе-указующими криками будет усиленно
помогать водителю ставить машину, даже если проезжая часть у тротуара
абсолютно свободна. Когда мотор заглохнет, «парковщик» с довольным видом
подойдет за бакшишем — по неофициальным правилам, его «помощь» должна быть оплачена.
В целом же ездить на личном транспорте, как и брать его напрокат, в Каире
нежелательно: дороги (исключая скоростные трассы) настолько запружены, что
люди передвигаются куда быстрее машин. Да и еще одно неписаное правило каирских
дорог — «Никаких правил дорожного движения» — говорит о том, что у автомобиля
есть большие шансы быть помятым... А наивысшей вежливостью среди «тех, кто за
рулем», считаются сигналы друг другу по любому поводу, и чем громче — тем
лучше... Так что тем, кому дороги собственные уши, нервы и машина, лучше
пользоваться черно-белыми такси (договариваясь за оплату наперед — по окончании
поездки сумму могут заломить астрономическую), или единственным на всем
африканском континенте Каирским метро, мысленно благодаря его создателей за
сравнительную тишину, опрятность и прохладу.
Но вернемся все же к рассказу
о памятниках архитектуры. Несмотря на то что Каир — преимущественно мусульманский
город, 10% его населения составляют копты (что в переводе означает просто
«египтяне») — люди, исповедующие учение Христа. Они считают себя прямыми
потомками древних египтян, ведь христианство распространилось в Египте в III
веке, задолго до прихода арабов. Да и церкви, которые в основном сохранились в
кварталах Старого Каира, подтверждают эту теорию: почти все они древнее самых
старых мусульманских мечетей. Есть здесь и два места, связанных с библейскими
сказаниями. Первое — колодец перед мечетью Мухаммеда Али, куда, по легенде,
посадили маленького Иосифа, проданного в рабство ревнивыми братьями. Колодец
был выкопан в Средневековье — в толще скалы, глубиной сравнявшись с дном Нила
во время полноводья, достигнув 88
м. Второе святое для коптов место — это церковь Абу
Серга (Святого Сергия), возведенная в V веке. В предании говорится, что в
гроте под церковью после бегства в Египет от преследования царем Иродом
скрывались Мария с младенцем Иисусом и святой Иосиф. Но самый известный
коптский храм — это церковь Аль-Муалляка, что значит «Подвесная». Она была воздвигнута
в IV веке в честь Пресвятой Девы. А свое странное название приобрела из-за
причудливого расположения: Аль-Муалляка построена на сваях над Южными воротами
Вавилона Египетского, и действительно с первого взгляда кажется, будто она
подвешена в воздухе. Чтобы попасть внутрь церкви, надо преодолеть сотню крутых
ступеней, но это достойная плата за возможность перепутаться насмерть, увидев
под собой пустоту (в полы встроены ниши из прозрачнейшего стекла), и насладиться
уникальной живописью. В целом же оформление коптских церквей очень похоже на
православное. Единственное различие состоит в том, что здесь редко можно встретить
фрески, но обилие икон в стиле примитивизма поражает так же, как и изящнейшие
украшения, выполненные резьбой по дереву и слоновой кости.
|