В 930 г. на город напали
сектанты-карматы, которые разграбили его, убили множество паломников и даже
вывезли священный Черный камень. Его выкупили и вернули на место лишь в 951
году.
С 1269 г. и до начала XVI в.
Мекка находилась под властью египетских мамлюков, а в 1517 г. город был захвачен
турецкими войсками. Находясь в составе Османской империи, Мекка процветала. В
это время было улучшено дорожное сообщение, в результате чего значительно
возросло число паломников.
В 1802 г. Мекку захватили
ваххабиты (последователи Муххамада ибн Абд аль-Ваххаба, призывавшего к очищению
ислама от язычества), но в 1833
г. они потерпели поражение от турецких войск и вынуждены
были покинуть город. В 1916 г.
Хусейн ибн Али, зависимый от Турции правитель Хиджаза и Мекки, поднял восстание
против турецкого владычества и был провозглашен королем Хиджаза. Но в 1924 г. Абдель Азиз ибн
Сауд, король Неджда, начал войну с Хусейном ибн Али за власть над Аравией,
разбил войска противника и захватил Хиджаз. Мекка вошла в состав новообразованного
государства, которое с 1932 г.
стало именоваться Королевством Саудовская Аравия.
Фактически вся жизнь в Мекке
связана с обслуживанием паломников, прибывающих в город. Все они стремятся выполнить
свой религиозный долг. В соответствии с нормами ислама каждый правоверный
мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. Особенно большое
значение имеет ритуальное паломничество — хадж, которое совершается в месяц
зуль-хиджжа по лунному календарю. Малое паломничество (умра) может быть
совершено в любое время года. Традиция предписывает верующим строгое соблюдение
обрядов, совершаемых во время паломничества. Перед прибытием в Мекку паломники
снимают повседневную одежду, меняя ее на ритуальное одеяние (ихрам), состоящее
из двух кусков белой ткани.
Все дальнейшее действо строго
регламентировано. Группы паломников во главе с метуафами — руководителями обрядов
— направляются в Большую мечеть. Каждый из них, войдя в нее с правой ноги,
должен семь раз обойти Каабу, причем три раза быстро и четыре — медленно.
Оформление мечети крайне аскетично, на мраморных стенах — лишь орнамент из
линий и геометрических фигур. Паломники тихими голосами нараспев повторяют
фразу «Лябеик Алла хума лябеик» («Я здесь, Господи, я здесь»). Прикосновение к
Черному камню и глоток воды из священного источника Земзем — также необходимая
часть ритуала.
Священная мечеть Харам
(«аль-Масеж аль-Харам») представляет собой величественное сооружение. Современный
вид она приняла в 1570 г.
и представляет собой открытый четырехугольный двор, окруженный восьмиметровой
стеной, который украшают девять минаретов высотой 95 м. Внутрь мечети ведут четверо
ворот, но кроме них имеется еще 44 других входа. Площадь мечети около — 160
тыс. кв. м, и одновременно она может вместить до 700 тысяч человек. В центре
мечети, собственно, и находится «аль-Баит аль-Харам» («священный дом» — Кааба).
Она покрыта черным покрывалом (кисва), сделанным из шелка, которое раз в год
меняют на новое. Верхняя часть покрывала украшена вышитыми золотом изречениями
из Корана. Ранее Кааба покрывалась новой кисвой поверх старой, но возникла
опасность ее обрушения под их тяжестью, и после этого утвердилась традиция
ежегодной смены покрывала. Долгое время кисва ткалась вручную, но в 1938 г. король приказал
основать в Мекке фабрику по изготовлению покрывал. В 1972 г. была построена новая
фабрика, оснащенная новейшими ткацкими и красильными станками. Высота
покрывала — 14 метров. В верхней трети его крепится пояс, состоящий из 16
фрагментов, на которых серебряной с позолотой нитью вышиваются стихи из Корана.
В углах полотна вышит текст суры «Ихлас», обрамленный орнаментом. Кроме этого,
по полотну расположено еще шесть коранических сур. Помимо кисвы на фабрике
изготовляется занавес на дверь Каабы, который также покрывается орнаментом,
содержащим коранические стихи. Дверь Каабы сделана из чистого золота. Ее вес 286 кг. Черный камень,
вделанный в восточный угол Каабы, окаймлен серебряным ободом. Все эти украшения
подчеркивают то трепетное отношение, которое испытывает к ним каждый мусульманин.
|