Новая легенда о «гонке вокруг
казино» стала реальностью 14 апреля 1929 г., когда Антони Ноге — президент и основатель
Автомобильного клуба Монако — дал старт первому Гран-при по новой трассе. Автор
проекта считал, что только таким образом можно добиться от федерации AIACR международного признания Автомобильного клуба княжества,
который по традиции продолжал числиться филиалом аналогичной организации Ниццы.
Эта трасса «Формулы-1» является одной из старейших в мире и единственной, проложенной
прямо по улицам города.
С тех пор прошло уже 75 лет,
но ежегодно в конце весны над узкими улочками Монте-Карло повисает яростный рев
моторов металлических чудовищ, которые и машинами-то назвать сложно. Их
водители именуются пилотами — и не зря. Гонка вокруг казино до сих пор собирает
на трибунах сотни тысяч зрителей, а у экранов телевизоров — десятки миллионов
болельщиков. Гран-при Монако уже давно стал самым престижным призом для
гонщиков Европы и мечтой для каждого пилота болида.
Здесь, в Монте-Карло, в 1931 г. Ноге впервые
расставил гонщиков на старте по итогам предварительных заездов, которые
позднее стали называть квалификационными, — на узких улочках города практически
невозможно было обогнать медленно едущие машины.
Первым победителем этой трассы
стал 26-летний англичанин Уильям Уильяме (Гровер). Когда в конце 1930-х годов
в Европе вспыхнула война, Гран-при временно прекратил свое существование, а
недавние участники заездов оказались по разные стороны линии фронта. В августе 1943 г. в парижское отделение
гестапо был доставлен 40-летний англичанин, которого, после нескольких допросов
нацисты расстреляли. Арестованного звали Уильям Гровер.
Так закончилась жизнь первого
триумфатора всемирно известной гонки.
Но страшная война почти не
коснулась тихого княжества на Лазурном берегу, и к концу 1940-х годов здесь
вспомнили о Гран-при. Моторы автомобилей вновь взревели на улицах Монте-Карло в
1948 г.,
а в 1950 г.
Большой приз Монако стал этапом чемпионата мира. Правда, ненадолго. Через два
года на тренировке перед заездом насмерть разбился итальянский пилот Луиджи Фаджиоли,
и заезды приостановили. Но надо сказать, что за все время существования
Большого приза страшная участь постигла только двух гонщиков, что совсем
немного по сравнению с другими автодромами мира.
В 1955 г. гонки в Монте-Карло
возобновились, и в связи с этим вновь перед их организаторами встал вопрос безопасности.
На сей раз повод был почти курьезным: один из гонщиков, пробив ограждение,
рухнул с набережной в залив, а после, выписываясь из больницы, весьма
сожалел... об утопленном в бухте шлеме! Через 10 лет в заливе вновь искупался
пилот Гран-при — без сколько-нибудь серьезных последствий.
В 1966 г. в Монако Джон
Франкенхеймер снимал знаменитый фильм «Гран-при». Эпизод со столкновением
машин на набережной и падение автомобиля в море, естественно, снимался в Монте-Карло.
Эта лента, по мнению многих, оказала зловещее влияние на судьбы гонщиков,
принимавших участие в съемках: всех их ожидали серьезные аварии, а больше
половины пилотов вскоре погибли на разных гоночных трассах мира. Этот эпизод и
сейчас называют самой страшной трагедией княжества. Правда, по счастью, последней.
С конца 1960-х годов ни один чемпионат мира уже не обходился без гонки в Монако.
Победить на узких извилистых улочках Монте-Карло считалось особой честью:
успех здесь практически полностью зависел от мастерства пилота, а не от
совершенства конструкции автомобиля. Видимо, именно поэтому почти никому не
удавалось выиграть на этой трассе более трех раз. Исключением из правила стал
двукратный чемпион мира Грэм Хилл, в 1969 г. установивший рекорд, продержавшийся
более четверти века, — пять побед в княжестве.
|