Гуляя по городу, нельзя не
заметить, что каждая улица и бульвар имеют свое любимое дерево. Зеленый шатер
над Пушкинской создают могучие платаны и клены, а пересекающие ее улицы
засажены белой акацией; Ришельевская — царство каштанов, Дерибасовскую
затеняют липы. Каталыты, серебристый тополь, ясень, шелковица, дубы, березы,
голубая ель, орех — настоящий дендрарий. Десятки огромных парков похожи на
зеленые облака. Широко, на 90
гектаров, раскинулся на прибрежном плато парк им. Т. Г.
Шевченко, основанный в 1875 году. У его главного входа стоит памятник великому
Кобзарю. Через весь парк проходит широкая аллея из вековых серебристых лип и
платанов. Повсюду живописные поляны, зеленые газоны, яркие цветочные клумбы,
куртины, рощицы софоры, айланта. Парковые аллеи окаймлены живым бордюром из
самшита, спиреи, тамариска, лоха. В конце Аллеи Славы на высоком морском
берегу взметнулся к небу мраморный обелиск — памятник Неизвестному матросу.
Самый старый парк города —
городской сад, расположенный в конце Дерибасовской. Его по праву считают
зеленым музеем Одессы, и, например, канадский тополь с раздвоенным стволом
одесситы связывают с именем Пушкина.
Но зеленый наряд города лишь
одно из свидетельств его благополучия, которое изначально основывалось на процветании
Одесского порта. Ознакомиться с ним лучше всего можно, совершив экскурсию на
катере по его акватории. При этом открывается великолепный вид не только на
Приморский бульвар, но и на весь Одесский залив, ширина которого достигает
девяти километров. Поэтому в штормовую погоду его воды так же неспокойны, как
и в открытом море. Чтобы создать тихую гавань, порт от моря оградили сложной
системой молов и волноломов. Старейший из молов — Карантинный. Его продолжает
Рейдовый — узкая дугообразная полоса с белой башней Воронцовского маяка,
ставшего, как и белая акация, одним из символов Одессы. Высота башни 27 метров, и красный луч
маяка отчетливо виден в ночи за 20
км. Кроме того, постоянно идут звуковые сигналы — три
тире, что на морзянке означает «о» — Одесса. Есть еще и Одесский маяк, расположенный
на выдвинутом далеко в море высоком берегу Большефонтанского мыса.
На Новом Молу находится и
новый морской пассажирский вокзал (1968 г., архитекторы В. Головин, Ю.
Кремля-ков), напоминающий огромный многопалубный лайнер. Километровая длина
причалов обеспечивает одновременную швартовку 5—7 современных кораблей.
Особенно красивы порт и вокзал ночью, в сиянии сверкающей и переливающейся
огнями иллюминации морских лайнеров, стоящих на якоре. Быстроходные прогулочные
катера, осуществляющие связь со всеми курортами вдоль побережья города, швартуются
вдоль 23 причалов. За судоремонтным заводом располагается Хлебная гавань с
элеватором емкостью на 100 тыс. тонн. Следом идут Сахарный причал и Нефтегавань.
Сейчас уже трудно представить, что в начале XIX в. (да и в XX в. тоже) все
разгрузочно-погрузочные работы проводились вручную. Биндюжники (грузчики) на
своих плечах переносили тысячи тонн грузов «в железные животы судов», как писал
в рассказе «Челкаш» А. Горький, знавший по собственному опыту, какой это
каторжный труд.
|