Экскурсию по городу лучше
всего начать с Приморского бульвара. Он невелик, но это сердце Одессы, ее
парадный морской фасад. Именно здесь можно ощутить слитые воедино рабочий
пульс, дыхание истории и сегодняшний день города. Застраивался бульвар в 1820 г. по плану
инженера-полковника Потье. С одной стороны его обрамляет здание дворца князя М.
Воронцова (1827 г.),
с другой — Старая биржа (1834
г., ныне — горисполком). Оба здания — дань русскому
классицизму — созданы архитектором Ф. Боффо. В полукруглых нишах Биржи стоят
скульптуры Цереры — покровительницы земледелия и Меркурия — бога торговли.
Изящная коринфская колоннада украшает парадный вход, а над балюстрадой
установлены две женские скульптуры, знаменующие собой вечность. Между ними
находятся часы — вот уже более полувека отбивающие мелодию «Одесса, мой город
родной» из оперетты И. О. Дунаевского «Белая акация». К перезвону
прислушивается Пушкин, памятник которому украшает бульвар с 1888 года. Его
создали архитектор П. Васильев и скульптор Ж. Полонская на средства, собранные
одесситами, чему свидетельством надпись «А. С. Пушкину — граждане Одессы». О
южной ссылке поэта напоминает и Пушкинская улица — широкая, прямая, с красивой
архитектурой и пышной растительностью. Здесь Александр Сергеевич закончил
поэмы «Бахчисарайский фонтан» и «Братья-разбойники», создал часть
романтической поэмы «Цыганы», две с половиной главы «Евгения Онегина» и 28
стихотворений.
Зеленая аллея ведет от
памятника поэту на небольшую полукруглую площадь, ограниченную с севера
полуовалами зданий. В центре ее — бронзовый памятник любимому Дюку,
градоначальнику и генерал-губернатору Новороссии Ришелье, исполненный И.
Мартосом в античном стиле. Средства на памятник человеку, который олицетворял
собой «Золотой век» Одессы, тоже собирали всем миром, после полученного
известия о его смерти. Как дань признания всех его деяний на постаменте
расположено три барельефа, символизирующие «Земледелие», «Торговлю» и
«Правосудие». Сам же герцог в античной тоге указывает широким жестом на порт,
спуститься к которому можно по знаменитой Потемкинской лестнице. Она строилась
пять лет и была завершена к 1841
г. (архитектор Боффо). 192 ниспадающие ступени
стремительно бегут к морю с 30-метровой высоты, растянувшись на 142 м. При взгляде сверху
парапеты лестницы кажутся параллельными, что достигнуто за счет расширения
ступеней книзу от 12,5 м
до 21,6 м.
А если смотреть снизу от порта, виден сплошной каскад ступеней, что зрительно
значительно увеличивает длину лестницы. Параллельно лестничным маршам с 1970 г. скользит эскалатор,
заменивший симпатичные вагончики фуникулера. Во всем мире Потемкинскую
лестницу знают благодаря бессмертным кадрам из фильма С. Эйзенштейна
«Броненосец "Потемкин"», вошедшего в золотой фонд кинематографа. А памятник
морякам-потемкинцам установлен неподалеку от Театра оперы и балета.
Первое здание оперы было
построено по проекту Тома де Томона в 1810 г., когда только намечались контуры городских
кварталов, здесь выступали М. Щепкин и П. Мочалов. Частыми зрителями в театре
были Пушкин и польский поэт-изгнанник А. Мицкевич. В 1873 г. здание театра
выгорело почти дотла, но город, слывший во все времена приютом муз, невозможно
было представить без театральной культуры. На средства граждан в 1887 г. по проекту венских
архитекторов Г. Гельмера и Ф. Фельнера на том же месте было сооружено новое
здание Одесского театра оперы и балета, причисленного к мировым шедеврам
театрального зодчества и занесенного в реестр ЮНЕСКО. В его архитектуре органично
сочетаются элементы венского барокко и итальянского ренессанса. Главный портик
театра украшают скульптуры, персонифицирующие четыре жанра сценического искусства
— оперу, балет, трагедию и комедию. Изящные балконы-лоджии придают зданию южный
колорит, а декоративная насыщенность фасада возрастает кверху. Внутреннее убранство
театра отличается богатством и изысканностью орнаментации. С большим вкусом
декорированы парадные лестницы и боковые вестибюли. В пятиярусном зрительном
зале особенно впечатляет роскошная филигранная люстра в окружении четырех потолочных
картин в золотых рамках-медальонах работы венского художника Лефлера. Они
изображают сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь»,
«Зимняя сказка» и «Двенадцатая ночь». По своей безукоризненной акустике театр
сравним лишь с венским.
|