Город почти не пострадал в
мировых войнах XX в., поэтому его исторический центр во многом сохранил дух
наполеоновских времен. Париж строился в основном из местного сероватого камня,
но это не умаляет его очарования. Максимилиан Волошин, живший здесь несколько
лет, назвал его «серой розой». И действительно, город подобен розе — его
административный план напоминает цветок. Весь Париж делится на 20 округов,
первый из которых находится на острове Сите, а остальные, расположенные по
спирали от него, разворачиваются, как лепестки. И начинать знакомство с
Парижем лучше всего именно с сердцевины этого цветка — его исторического
центра. Остров напоминает корабль; может быть, именно поэтому на древнем гербе
Парижа появилось изображение судна, борющегося с волнами, и девиз — «Fluctuat пес mergitur», что в переводе с латыни
означает «Плавает, но не тонет».
В «колыбели Парижа», на
острове Сите, расположен один из самых прославленных городских памятников, его
символ и чудо готической архитектуры — собор Парижской Богоматери. Когда-то на
этом месте был древнеримский храм. Флёр таинственности и романтизма окружили
собор после того, как его описал Виктор Гюго в своем романе. Нотр-Дам возводился
на протяжении XII—XIII вв., но окончательно был достроен только в 1345 году.
Началом же строительства считают 1163
г., когда был заложен первый камень в его основание.
Собор был свидетелем многих
исторических событий. Именно здесь в 1430 г., во время Столетней войны, на голову
девятилетнего английского короля Генриха VI была возложена корона Франции, а 2
декабря 1804 г.
Наполеон Бонапарт провозгласил себя французским императором. Нотр-Дам
значительно пострадал в годы Французской революции: в 1793 г. он едва не был
разрушен, и только вмешательство Робеспьера помогло его спасти. Правда, галерея
царей, состоящая из 28 фигур правителей Иудеи и Израиля, все-таки была повреждена.
Всем скульптурам отбили головы — просто из-за революционной неприязни к царям
вообще. Не так давно эти отбитые части были найдены недалеко от собора, и
теперь их можно увидеть в Музее Клюни. Во время революции исчезла из храма и стоявшая
справа от хоров статуя Черной Девы, покровительницы собора, древний символ
плодородия. Народные предания приписывали ей различные чудеса.
Здание собора — шедевр
раннефранцузской готической архитектуры. Три входа в него — портал Девы, портал
Страшного суда и портал Святой Анны — покрыты резными изображениями сцен из
Ветхого и Нового Завета. Над собором возвышается центральный шпиль высотой 82 м. Во время основательной
реконструкции здания в XIX в. появились знаменитые каменные химеры на галерее,
украшающие сточные желоба. Поднявшись по винтовой лестнице внутри одной из
двух 69-метровых башен, можно увидеть Бурдон — огромный медный колокол весом 16 тонн. Стоя наверху и
обозревая окрестности Парижа, легко представляешь себе, как в него звонил
Квазимодо, герой романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Сейчас
колокол звонит только по очень торжественным случаям, одним из которых стало
освобождение Парижа в 1944 году.
На площади перед Нотр-Дам де
Пари находится бронзовая табличка с надписью «0 км». Это — центр Парижа, отсюда
берут отсчет все дороги Франции.
|