Или, все-таки, права та
легенда, которая связывает название города и имя его основателя — Ромула?
Археологические данные свидетельствуют о том, что поселения на месте Рима, в
частности на Патинском холме, существовали еще в X—IX вв. до н. э. В результате
их объединения к началу VI в. до н. э. сложился Римский Форум.
Первыми правителями Рима были
семь легендарных царей. Сами римляне с течением времени смешались с сабинянами
и этрусками (этот таинственный народ долго являлся подлинным хозяином
территории современного города). С 509 г. до н. э. Рим провозгласил себя республикой,
во главе которой стояли два консула.
Но уже в 494 г. до н. э. эта
аристократическая олигархия сменилась жесткими демократическими органами,
которые ввели «Трибунал плебса», отстаивающий интересы низов. С течением веков
власть небольшого города-государства росла, и с 270 г. до н. э. Рим сумел
подчинить себе почти весь Апеннинский полуостров и обширные территории за его
пределами. Вскоре он уже являлся столицей огромной средиземноморской империи
— Древнего Рима.
Наивысший расцвет города
приходился на правление императора Августа. Тогда численность населения в Риме
увеличилась от 600 тыс. до 2 млн человек. В то время он являлся крупнейшим
городом мира. Размах, с которым застраивалась столица империи, до сих пор
поражает воображение: здесь было множество дворцов, храмов, дорог, терм.
Сегодня сложно себе
представить, что уже тогда в городских домах была горячая и холодная вода,
поставляемая знаменитыми водопроводами-акведуками (их было 11, первый провели
в 312 г.
до н. э.), канализация, которая частично используется и в наше время, и
центральное отопление. Важную роль в городе играли театры, стадионы и
культурно-оздоровительные комплексы (термы). В некоторых из них могли одновременно
париться тысячи жителей Рима.
Но впереди город ожидала
полоса затяжного упадка. Виной тому — падение престижа императоров, зарождение
новой религии — христианства, с его противоположным язычеству мировоззрением,
захват огромных территорий и значительные военные расходы, натиск варваров. В 313 г. император Константин
снял запреты с христианского культа и в 330 г. перенес столицу государства в
Константинополь.
Несколько позже, в 380 г., император Феодосии
провозгласил христианство государственной религией. В связи с этим Рим утратил
значение политического центра. Разрушения, причиненные ему нашествиями варваров
(в 410 г.
— вестготами, в 455 г.
— вандалами, а с 535 г.
— многократными вторжениями остготов, причем в 547 г. даже проводилась
эвакуация населения), привели к хозяйственному упадку.
|