В 1932 г. карнавал впервые был
организован как соревнование между различными школами. Первую победу одержал
коллектив из района Мангейра. С тех пор многое переменилось.
Современный праздник — это
что-то совершенно фантасмагорическое, причем настолько, что может серьезно
травмировать человека с неподготовленной психикой. Представьте бесконечную
череду платформ, освещаемых прожекторами, с танцующими на них полуголыми
участницами в самых немыслимых нарядах.
Все началось с того, что в 1950 г. одна из школ самбы
задействовала в своем выступлении тележку с живой скульптурой. Со временем она
превратилась в гигантскую платформу, причем каждая школа-участник должна иметь
их не менее пяти и не более восьми штук.
Это объясняется тем, что, по
закону, количество выступающих от школы может колебаться от двух с половиной до
шести тысяч человек. На движущихся сценах находятся только те, кого коллектив
хочет выделить, чьей принадлежностью гордится и бравирует.
Что касается костюмов, то
коренной перелом в отношении к ним произошел в 1963 году. Тогда участники
школы самбы «Салгейро» облачились в роскошные туалеты, отделанные перьями самых
фантастических расцветок. С тех пор каждый коллектив делится на ряд групп в
одинаковых костюмах (каждая от 50 до 200 человек).
Наряды тщательно разрабатываются
в течение года (на один коллектив их может приходиться до 30) и держатся в
строжайшей тайне. Различаются авангардная группа (хореограф, сценарист, художник,
композитор, концертмейстер, обязательная танцовщица-знаменосец, плюс ряд
танцоров), «Женщины штата Баия», барабанщики и другие.
В 1976 г. произошли еще одни
революционные изменения в подходе к одежде конкурсантов. Тогда впервые появились
участницы «топлес». С тех пор одежда танцоров более богата блестками и
стразами, чем тканью. Все это, конечно же, дополняют перья. Тем не менее,
стоимость костюмов колеблется в пределах от 100 до 200 долларов.
Выступления оцениваются 40
судьями, по четыре на каждый аспект. Они располагаются по периметру
самбодрома. Каждый четвертый в вынесении решения не участвует и удаляется по
жеребьевке.
Оцениваются музыкальная тема-самба,
само исполнение танца, гармония между ритмом и пением, развитие основной темы
выступления (она любая, лишь бы не повторялась), общее прохождение,
барабанщики, танцовщица-знаменосец, головная группа, концертмейстер, платформы
и костюмы.
Тот, кто хоть однажды увидел
карнавал в Рио-де-Жанейро, пусть даже по телевизору, никогда его не забудет. А
уж кто поучаствовал, так и подавно. Правда, в последнее время это все больше
становится занятием небезопасным. Сюда, как на островок вседозволенности и
разгула свободных нравов, все больше стекаются представители нетрадиционных
ориентации. Да и те, кто себя таковыми не считает, могут просто пасть жертвой
всеобщего безумства. Разгоряченные танцем и праздником участники не всегда
интересуются желанием человека разделить с ними веселье.
Как бы там ни было, карнавал в
Рио притягивает людей, как бабочек огонь. В 2003 г. его посетило 350
тыс. человек. И если уж вы набрались смелости приехать сюда, то будьте готовы к
любым чудесам и приключениям. Хотя всегда есть возможность отсидеться в
многочисленных местных ресторан ах-шурашкариях, где кормят так, что этот
настоящий праздник желудка может затмить все остальное.
А можно надеть белые штаны,
отдавая дань мечте великого комбинатора, и отправиться на знаменитые пляжи
Рио, упасть в объятия Копакабаны, Леблона или Ипанемы, вдыхая воздух,
насыщенный йодом, глядя на набегающие изумрудные волны Атлантики.
И тогда, приехав в любое
другое место, можно будет с полным правом сказать: «Нет, это не Рио».
|