Когда бунт был подавлен, император
Юстиниан отдал распоряжение восстановить святы-, ню. В 532—537 гг. была
возведена именно та церковь, которая и поныне открыта для посетителей. Ее
постройку поручили двум выдающимся анатолийским архитекторам, Анфимию из Тралл
и Исидору из Милета.
Работы по возведению Святой Софии
начались 23 февраля 532 г.
и продолжались всего 5 лет и 10 месяцев: 26 декабря 537 г., в день Рождества, прихожане
впервые посетили церковь. Для ее строительства использовались мраморные плиты
из Анатолии, колонны зеленого гранита из Эфесского портового гимнасия и
красные порфировые колонны из святилища Аполлона в Баальбеке.
Церковь имеет фантастические
размеры: 7570 кв. м
при длине 100 м.
И это при том условии, что у строителей не было никакой техники (даже лесов)!
По мере роста стен к ним просто подсыпали землю; в результате, вокруг Софии
вырос громадный холм, который затем срыли, освободив само строение. Император
понимал, что качество постройки зависит, прежде всего, от старательного и
добросовестного подхода к делу.
Поэтому строителей поделили
на две группы и пообещали хорошую награду тем, кто будет работать быстрее и
добросовестнее. Результат, как говорится, налицо!
Последняя служба по
православному канону состоялась в Св. Софии 29 мая 1453 года. А 3 июня Мехмед
Завоеватель совершил в ней большой пятничный намаз и отдал распоряжение
превратить здание в мечеть. Ее назвали Айя-Софией (Божественной Мудростью),
пристроили минареты.
Появились и другие
отличительные черты исламского храма: михраб, просторный двор (на месте келий
священников), медресе на 150 учащихся, дворик с водоемом. Художественное
покрытие стен христианской святыни было уничтожено только частично: если
настенные росписи соскоблили, то мозаичные плиты оказались всего лишь
замазанными тонким известковым слоем.
После того, как Св. София была
объявлена музеем, в ней начались реставрационные работы. И пускай золотые и
серебряные покрытия исчезли еще в период латинского нашествия — мозаики были
освобождены из своего плена. Сейчас лики Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна
Крестителя, архангелов, императоров и их семей с глубокой грустью взирают со
стен и сводов древнего храма на столь изменившийся мир.
Следами же турецкого
владычества в интерьере Айя-Софии являются четыре огромных круглых щита из
ослиной кожи, подвешенные под куполом. Нанесенные на них тексты, считаются
самыми крупными образцами арабской каллиграфии.
Отправившись дальше в
путешествие по городу, мы окажемся перед построенной в 1609—1616 гг. мечетью
Ахмедие, входившей в состав грандиозного архитектурного ансамбля (медресе,
больница, благотворительные заведения, школы, тюрбе, караван-сарай).
|