Коренные токийцы наперечет
знают достопримечательности, связанные со знаменитыми пожарами: «Оттуда, с
этой пагоды, упало горящее кимоно, которое зажгло тростниковые крыши, —
рассказывают они. — А на этом месте жила семья зеленщика. Его дочь в 1683 г. подожгла соседние
дома, чтобы в суматохе пожара убежать со своим возлюбленным».
В прошлом столетии Токио
дважды был разрушен почти до основания: первый раз — во время крупнейшего землетрясения
1923 г.,
а во второй — в 1945 г.
в результате американских бомбардировок.
И дважды был отстроен заново.
Это не могло не сказаться на облике города, ведь в первую очередь требовалось
обеспечить оставшихся без крова людей новым жильем. По всему Токио вырастали
одинаковые «коробки» жилых зданий и офисов. Однако, к счастью, часть старинных
построек сохранилась, и старый центр до сих пор радует глаз подлинными
шедеврами.
Расширяясь, Токио сросся с
пригородами и образовал мегаполис, который называют «Большой Токио», или
Токкайдо. Он тянется вдоль побережья на 700 километров и
насчитывает около 28 млн жителей. Потягаться с Токио могут только Нью-Йорк и
Шанхай.
В городе насчитывается около
50 тыс. предприятий, большая часть из них — крупные. Здесь высокоразвитая
система обслуживания (в ней занято 55% работающих жителей). Токийская биржа сравнима
со знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона. В городе два
международных аэропорта, здесь сходятся линии скоростных железных дорог и
автострады.
Жители Токио любят свой город,
но досуг предпочитают проводить где-нибудь в другом месте. Острословы говорят:
лучшее, что можно сделать в Токио, — уехать из города. Во многом это
объясняется огромной плотностью населения (до 1000 человек на 1 кв. км) и
неблагополучной экологической обстановкой.
Не так давно Токио удерживал
пальму первенства по загрязненности воздуха, на улицах стояли автоматы с
чистым воздухом, а некоторые жители предпочитали перемещаться по улицам в
противогазах. Сейчас ситуация улучшилась, поскольку наиболее «грязные»
предприятия были перенесены подальше от столицы.
Токио совершенно не похож на
европейские города. У его строителей была особая логика. Общая длина улиц Токио
— 22 тыс. км, более половины длины экватора. Многие из них не имеют названий,
вместо этого город разбит на 23 квартала.
Казалось бы, при таком
математическом подходе найти нужный дом несложно, но это впечатление
обманчиво. Дело в том, что номера домов внутри квартала означают не
расположение по улице, а время их постройки: тот, который возведен сначала,
получил первый номер, следующий (хоть он и находится в конце квартала) —
второй.
|